Версия для слабовидящих

Формирование процесса восприятия у детей с ЗПР.

21 ноября 2019

 Восприятие – это психо - познавательный процесс целостного отражения предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на орган чувств.

На основе восприятия у детей формируется объективный образ объекта. Восприятие -  это результат деятельности системы анализаторов.

Восприятие у детей с ЗПР поверхностное: они часто упускают существенные характеристики, признаки, свойства предметов, явлений, действий.

Ограниченность, фрагментарность, недостатки слуха – зрительно – моторной координации у детей с ЗПР являются, как правило, одной из причин нарушения восприятия, что препятствует формированию интеллектуальному процессу, тормозит развитие ребенка.

Дети с ЗПР имеют следующие особенности восприятия:

-неполноценность: воспринимает частичную и неполную информацию;

-замедлен процесс переработки информации, которая поступает через органы чувств, особенно временных и пространственных представлений;

- трудности  в узнавании предметов, находящихся непосредственно в ракурсе, а также в контурных и схематических изображениях;

- страдает скорость передачи и объем воспринимаемого материала;

- испытывают затруднения в вычислении фигуры из фона, отдельных элементов из объектов.

При выборе методического материала и приемов для развития у детей восприятия необходимо учитывать свойства восприятия:

-предметность;

- целостность;

-изобретательность (преимущественно выделение отдельных предметов);

-структурность (восприятие предметов  и   совокупность их целостных связей);

-осмысленность (связь с мышлением);

- зависимость (связь с прежним опытом).

Виды восприятия:

1.    По ведущему анализатору:

-зрительное;

-слуховое;

-Обонятельное;

-осязательное;

-вкусовое;

-кинестетическое.

 2. По степени целенаправленности:

-произвольное, когда  есть восприятие цели;

- непроизвольное, когда нет цели что-то воспринимать.

 3. По объектам отражения:

- восприятие пространства – отражение удаленности объекта, его формы, объема, величины;

- восприятие времени: отражение временных отрезков (длительности, последовательности событий).

Наиболее активный период для формирования восприятия – первые годы  жизни ребенка и дошкольный возраст.

Восприятие – ведущий познавательный процесс у дошкольников, тесно связанный с игрой. В игре ребенок моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации. Игра вызывает у ребенка интерес, поэтому информация воспринимается активно, легко.

Значение восприятия в жизни дошкольников очень велико, т.к. оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.

 

Для того чтобы восприятие у детей было полным и всесторонним необходимо:

 I.Развитие анализаторов, их готовность к восприятию:

- зрительного, которое позволяет визуально оценивать все свойства предметов, явлений, действий;

- слухового, что позволяет слышать, чувствовать окружающий мир, способствует развитию речи;

осязательного, которое обеспечивает познание объекта через прикосновения;

звукового и обонятельного, позволяют познать невидимые, скрытые свойства предметов.

 

II. Определенный опыт и знания о вещах, предметах, явлениях.

 

 III. Целенаправленно учиться изучать предметы, явления, определять их свойства, характерные особенности, дифференцированно воспринимать отдельные свойства, обнаруживать и выявлять их сочетание в целостных объектах.

 

При формировании процесса восприятия необходимо соблюдать следующие принципы:

- смена видов деятельности;

-повторяемость программного материала: изучение, повторение, закрепление;

-обеспечение переноса полученных представлений, знаний в новые условия;

-расширение диапазона воспринимаемых деталей, свойств объекта.

Для развития восприятия у детей можно использовать следующие упражнения, задания, игры:

1.  Цикл игр на развитие анализаторов:

- «Угадай, что это?» (по вкусу, по запаху, звуку, на ощупь). Игра проводится с закрытыми глазами.

-«Что в чашке?» (определить на ощупь: песок, бусинки, вода, ракушки, галька, глина, земля)

-«Чудесный мешочек» (определить свойства на ощупь: геометрических тел, игрушек, фруктов, овощей, тканей, бумаги).

-«Когда это бывает?» (определение временных понятий: год, времена года, месяцы, дни недели, сутки, часы, минуты, секунды и т.д.).

2. Упражнения на восприятие целостного предмета и расположения его в пространстве:

- «Разрезные картинки», магнитную доску с геометрическими формами;

-«Угадай по описанию» (Что это?  Кто это? Когда?  Где бывает?);

-«Что не так?»

-«Найди ошибку»

3. Выкладывание картинок или узора (из бусинок, фасоли, желудей, пуговиц, семян – для развития тактильно-двигательного восприятия)

4. «Дорисуй» (дорисуй вторую половинку; обведи по точкам и раскрась);

5. «Лабиринты»

6. «Чей контур?»

В результате этой работы восприятие становится более анализирующим, принимает характер организованного восприятия, способствует переходу в самостоятельную деятельность дошкольников.

 

 

Учитель-дефектолог:

Федулова Е.П.

 


Нравится
Другие новости этой организации:

Детский сад № 92 «Ласточка»
Россия, Таганрог, ул. Поселковая, 58
Детский сад № 92 «Ласточка»
+7 (8634) 60-26-57, бухгалтерия +7 (8634) 60-25-23
+7 (8634) 60-26-57 sad92.virtualtaganrog.ru
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!