Версия для слабовидящих

Развитие внимания у дошкольников с ЗПР

21 ноября 2019

Внимание – это психический процесс, заключающийся в направлении и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других, т.е. это избирательная направленность сосредоточенность ребенка на  определенные объекты, явления, действия.

Особенности внимания:

-концентрация – степень сосредоточенности и поглощения объекта;

-избирательность или сосредоточенность – настрой на восприятие информации, осознанная целенаправленность, не отвлечение на другие объекты, воспоминания, действия;

-распределение – сосредоточенность внимания на значительном пространстве, успешное выполнение одновременно нескольких видов деятельности или нескольких различных действий;

-переключаемость – способность быстро переходить от одного объекта к другому, от одного вида деятельности к другому, что проявляется в скорости переключения;

-объем – количество одновременно воспринимаемых объектов (для старших дошкольников 7-8 объектов – норма);

-устойчивость – длительность сохранения внимания по времени.

Уровень внимания определяется комплексом его основных характеристик: объемом, концентрацией, переключаемостью.

У детей с ЗПР отмечаются следующие особенности внимания:

-неустойчивость, рассеянность;

-слабая концентрация;

-трудности в переключении.

Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется тогда, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих раздражителей, имеющих для детей смысловое и эмоциональное содержание.

Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей с ЗПР имеют индивидуальные формы проявления, а именно:

У некоторых детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность наблюдается в начале выполнения задания и неуклонно снижается по мере продолжения работы.

У других детей наиболее сосредоточенное внимание наступает после некоторого периода деятельности, т.к. этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность.

Есть дети, для которых характерна неравномерная концентрация внимания на протяжении всего выполнения задания. Поэтому для педагога необходимо учитывать эти индивидуальные особенности у ребенка при подборе методических приемов и методов работы.

 

          Для развития внимания необходимо использовать следующие приемы:

 

- через активизацию анализаторов;

-постоянно менять формы деятельности;

-приучать детей проговаривать инструкции;

-учить наблюдать и обсуждать увиденное или услышанное;

-учить детей сосредотачиваться: сознательно напрягать внимание на определении свойств: предметов, объектов, явлений в соответствии с заданной целью, т.е. управлять вниманием;

-учить сосредотачиваться на определенной деятельности, не отвлекаться на посторонние раздражители;

-использовать средства – стимулы, организующие внимание;

-активно использовать игровые ситуации, приемы, упражнения, задания, требующие концентрации внимания.

Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным. Необходимо с помощью постоянных упражнений научить его этому.

Развитию произвольного внимания способствовало использование приема трех инструкций:

1.    Принятие постепенно усложняющихся инструкций.

2.   Удержание инструкций во внимании на протяжении всего задания, не отвлекаться на что-то другое, постороннее.

3.   Самоконтроль – проверка ребенком выполненного задания.

Педагог должен понимать, что в бездеятельном состоянии внимание не проявляется. Есть только одно средство для его развития – самодеятельность, которая будет побуждать к формированию волевых усилий, лежащих в основе произвольного внимания, поможет сформировать у ребенка наблюдательность, способность быстро замечать большое число различий, характеризующих особенность объекта.

Для формирования у детей произвольного(целенаправленного, управляемого) внимания  можно использовать следующие игры, упражнения, задания:

-сравнивание картин, предметов, действий, явлений: найти сходства, отличия ( что изменилось?);

-составление узоров, предметов, фигур из палочек, геометрических форм, по образцу, по заданию;

-рисование узоров: по точкам, клеточкам, с опорой на образец, дорисуй вторую половину;

-складывание предметов, картин из частей;

- «Кто ушел?», «Что изменилось?»;

-«Ходит, прыгает, летает, плавает, ползает» (дети выполняют движения по слову педагога);

-«Зачеркивание» (подчеркивание, обведение кружком букв, цифр. Усложнение: одну букву обвести, вторую – подчеркнуть, третью- зачеркнуть); «Две буквы» (букву н – обвести, букву м – подчеркнуть));

-«Кто (что) лишний?» (из 6-7 предметов одного вида (мебель, посуда, овощи, фрукты, животные, птицы, транспорт и т. д) найти предмет, не входящий в эту группу);

-«4 стихии» (вода, земля, воздух, огонь – дети выполняют движения по слову воспитателя: вода – имитация движения пловцов; земля – руки вниз; воздух – руки вверх; огонь – маховые движения руками вверх-вниз);

-«Лягушки и аисты» (дети изображают позы лягушка – присесть, ноги развести в стороны; аисты – руки в стороны, одна нога согнута. По свистку или сигналу дети меняют позы).

А также использование настольных дидактических игр.

Внимание – сквозной психический процесс, пронизывающий все интеллектуальные функции и обеспечивающий успешность учебной деятельности.


Учитель-дефектолог: Федулова Е.П.

 

 


Нравится
Другие новости этой организации:

Детский сад № 92 «Ласточка»
Россия, Таганрог, ул. Поселковая, 58
Детский сад № 92 «Ласточка»
+7 (8634) 60-26-57, бухгалтерия +7 (8634) 60-25-23
+7 (8634) 60-26-57 sad92.virtualtaganrog.ru
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!