Новости

Формирование у детей с ЗПР представлений о составлении и решении математических задач.

12

ноября

2021

При включении ребенка в деятельность по составлению и решению задач необходимо:

  • Поддерживать мотивацию и способность задавать доступные для понимания вопросы.
  • Использовать наглядный материал сенсорной привлекательности для ребенка и обеспечивающий его активную практическую деятельность.
  • В содержание задачи включать темы, отражающие актуальные интересы детей.
  • Закреплять пройденный материал в бытовых ситуациях и во время прогулки т.е. использовать принцип непрерывного повторения.
  • Расширять словарь ребенка, насыщая его новыми терминами и выражениями, следить за точностью их использования.

Поэтапное обучение детей с ЗПР решению простых арифметических задач.

  1. Ребенок сам проигрывает действие, помогая педагогу и отвечает на вопрос: «Я поставил на стол две тарелки. Поставь еще одну. Сколько тарелок стало? Их стало больше или меньше? Почему?». Ответ ребенка: «Я прибавил.» На этом этапе ребенок сам проигрывает действие и сам отвечает на вопрос.
  2. Педагог предлагает ребенку по тексту выполнить действие и дать ответ. «На тарелке лежит 4 яблока. Пришла Таня и ты отдал (угостил) ей 1 яблоко. Сколько яблок осталось на тарелке?»
  3. Педагог не сопровождает текст задачи игровыми действиями, оказывает помощь в понимании условия задачи, задавая вопросы: «Что было?»; «Что произошло?»; «Что нужно узнать?». Дети отвечают на вопросы, педагог предлагает самостоятельно с помощью игрушек смоделировать задачу и дать ответ.
  4. Педагог предлагает текст задачи: «На дереве сидело 3 синички, к ним прилетели еще 2.» Педагог задает вопросы: «Что было?»; «Что случилось?»; «Что стало?»; «Птиц стало больше или меньше?». Чтобы ответить на вопрос «Сколько птиц стало?» «Что надо сделать?» «Прибавить или отнять?»; «Сложить или вычесть?». Дети, отвечая на вопросы, с помощью предметов-заместителей или игрушек моделируют задачу, отсчитывая нужное количество, определяют какое арифметическое действие нужно совершить, решают задачу, находят ответ. Как усложнение, детям можно предложить записать задачу с помощью цифр из счетного набора, используя знаки действия: «+», «-«, «=».
  5. На данном этапе педагог объясняет детям, что в задаче должно быть не менее двух чисел. Он предлагает детям решить задачу, где одно число. Например: «На столе стояла тарелка с конфетами. Маша съела две конфеты. Сколько конфет осталось?» Или «Сегодня в группу пришло 7 детей. Я забрала на занятие в свой кабинет несколько человек. Сколько детей осталось в группе?» Дети должны понять, что такие задачи решить нельзя, так как в них отсутствует число: «Сколько конфет было»; «Сколько детей я забрала на занятие в свой кабинет?». И придумать (исправить) задачу с числовыми данными.
  6. На этом этапе следует дать детям представления о структуре задачи.

Описательная часть, где о чем-то говориться, что-то происходит (случается), где присутствует не менее двух чисел – называется УСЛОВИЕ.

Но этот рассказ без вопроса остается рассказом. В задаче обязательно должен быть ВОПРОС – «Сколько?»

Можно предложить детям несколько вариантов задач:

  1. С условием, двумя числами, вопросом;
  2. Условие с одним числом и вопросом;
  3. Условие с двумя числами и без вопроса.

 И предложить детям определить: это задача или нет. Почему?

  1. На данном этапе – РЕШЕНИЕ задачи. Чтобы решить задачу, надо произвести арифметическое действие с числами: «прибавить», «отнять», «сложить», «вычесть». Поэтому арифметические действия называются СЛОЖЕНИЕМ и обозначаются знаком «+» и ВЫЧИТАНИЕМ и обозначаются знаком «-».

При решении задач важно не только найти способ решения, но и овладеть терминами, проговариванием способа действий. Например, «Для того, чтобы решить задачу (ответить на вопрос задачи) надо сложить два числа (3+1- к первому числу 3 прибавить второе число 1 или (3-1) - из первого числа 3 вычесть второе число1».

Завершающим этапом в решении задачи является ОТВЕТ. Ответ может быть кратким, если педагог спрашивает: «Сколько стало?»; «Сколько осталось?». Или полным: «На тарелке осталось …конфет».

При решении задач педагог должен учитывать уровень развития детей: кому-то -помогать, не требуя развернутого объяснения действий; с кем-то проговаривать вместе; кто-то может полностью (или с помощью подсказок педагога) рассказать: «Для того, чтобы ответить на вопрос задачи надо:

-к числу… прибавить …

-от числа…отнять…

-из числа… вычесть…» в зависимости от того, что спрашивается в вопросе.

При обучении детей решению задач используются схемы записи примера (решения) задачи.

  1. После того, как дети усвоили структуру задачи и овладели способами решения, можно переходить к этапу «Составления задач».

Дети составляют задачи по предложенным педагогом картинам, с использованием магнитной доски, дидактического материала, схем.

Особое внимание требует составление задач из личного опыта. Дети описывают в задаче реальную окружающую их жизнь и свой личный, часто негативный, опыт. Педагогу необходимо в таких случаях проявлять такт, уберечь ребенка от насмешек.

Для формирования практического опыта в решении математических задач необходимо совместная деятельность всех педагогов во всех видах деятельности с использованием окружающих предметов, природы, игрушек.

Педагогам необходимо использовать случайно возникшие ситуации в повседневной деятельности, а также создавать преднамеренно, специально для составления и решения математических задач при наблюдениях в природе, трудовой деятельности, играх, инсценировках, при организации веселых часов, досугов, викторин.

Целенаправленная совместная работа педагогов с детьми способствует расширению кругозора детей, формирует учебные навыки, корректирует и развивает психические процессы.

 

Литература:

  1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно- методическое пособие. -- СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2012.
  2. Баряева Л.Б., Зарин, А. В. Методика формирования количественных представлений у детей с ЗПР. - СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
  3. Капустина Г.М. Формирование элементарных знаний и представлений у детей дошкольного возраста // Дефектология. - 2008. - № 2.
  4. Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 2007.
  5. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.-- М., Педагогика, 2000.
  6. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. - М., Владос. - 2011.
  7. Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет).

               Подготовили педагоги группы№ 3:

Учитель-дефектолог: Федулова Е.П.

Воспитатель: Кучеренко И.А.

Воспитатель: Адамюк О.А.

Музыкальный руководитель: Шохнина Л.А.

news news news news news news news news news news news news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news