Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Форма пользования зданием и земельным участком МБДОУ д/с №92 – оперативное управление
Здания МБДОУ д/с №92:
типовое основное двухэтажное - общая S - 2521,5 м2
В 2015 году был открыт дополнительный корпус детского сада (модульный детский сад) на 50 дошкольных мест (общей площадью - 335 м2). В корпусе имеется индивидуальный постирочный блок, котельная, 2 кабинета. Групповые ячейки включают в себя раздевальные комнаты, игровые, спальные, туалетные комнаты.
Прогулочные участки с павильонами: количество – 12, оборудованные МАФами и игровым оборудованием, а также центральная площадка с разметкой для игр по изучению ПДД с дошкольниками.
Земельный участок - общая S - 11004 м2
Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья. Непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно - ориентированную модель взаимодействия.
МБДОУ д/с № 92 наряду с детьми из общеразвивающих групп, посещают дети с ОВЗ и инвалиды из групп компенсирующей направленности (три возрастные группы для детей с ЗПР от 4 до 7 лет).
Дети с ОВЗ - лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обследование детей ПМПК осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Статус ребенка может быт изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Автоматически статус «ребенок с ОВЗ» не подтверждается и не исчезает, если при переходе из дошкольного учреждения в школу ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус.
Статус «ребенок с ОВЗ» дает право в дошкольном возрасте:
- психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
- право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, дефектологом, психологом в условиях образовательной организации;
- право на особый подход со стороны воспитателей и специалистов, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
- право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей;
- комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий.
Психолого-педагогическая, медицинская, социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
МБДОУ д\с № 92 посещают дети-инвалиды, для которых создаются специальные условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, специальных ТСО коллективного и индивидуального пользования, оказывающего необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются ООП ДО для детей с ЗПР.
Дети-инвалиды получают образование в группах компенсирующей направленности в соответствии с ИПРА.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ
Учреждение располагается в двухэтажном типовом здании, функционирует с 1979 года. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ЛВЗ. Входная площадка имеет навес и звонок при входе, снабжена домофоном. На центральном входе отсутствуют лестничные барьеры. В здании имеются двойные поручни на лестничных маршах. Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в ДОУ отсутвуют. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. При необходимости детям с ОВЗ и детям-инвалидам будет предоставлено сопровождающее лицо.
Каждая возрастная группа имеет:
- приёмную;
- буфетную-раздаточную;
- умывально-туалетную;
- 9 групп имеют игровую совмещённую со спальнями и 3 группы имеют отдельное игровое и спальное помещение;
Каждая возрастная группа имеет:
- игровую площадку;
- прогулочный павильон.
Пользуется:
игровым оборудованием:
- детской мебелью;
- дидактическими играми;
- полифункциональным игровым оборудованием (батут, сухой бассейн, набор «Кузнечик», мягкие модули «Корабль», трапеция для проведения занятий ЛФК);
- напольной «Азбукой движения»;
- игровым городком с МАФами;
- игровою площадкой ПДД;
- спортивной площадкой.
ТСО:
- телевизорами;
- компьютерами;
- музыкальными центрами;
- МФК;
- видеопроектором и экраном;
- микшером и микрофонами;
Физкультурным оборудованием:
- обручами;
- различными мячами;
- скакалками;
- гимнастической скамейкой;
- гимнастическими досками;
- гимнастическими палками;
- дугами для подлезания;
- канатом и т.д.
В методическом кабинете у педагогов с детьми есть возможность доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Образовательные области (направления развития и образования детей) |
Наименование оборудования и дидактического материала в группах |
Иные помещения (кабинеты педагога-психолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда, музыкальный и физкультурный залы, методический кабинет) |
Социально-коммуникативное развитие |
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм («Моя семья», «Больница», «Аптека» «Парикмахерская», «Школа», «Библиотека», «Театр», «Магазин», «Автомастерская» «Почта» и др.). Игрушки (куклы, коляски, игровые модули, посуда, различных транспорт, предметы-заместители, различного вида, муляжи овощей, фруктов, хлебобулочных изделий); кассовые аппараты и весы, конструкторы различного вида и контейнеры для их хранения, предметы мебели и интерьера; механические и дидактические игрушки, макеты, экспонаты музея и рекреаций, информационные стенды, различная литература, дидактические игры и демонстрационный материал. разрезные картинки и пазлы, схемы, настольно-печатные игры, шашки, шахматы, домино, художественная, справочная и научная литература |
Настольно-печатные игры на развитие основных психических процессов, музыкальные центры и набор аудиокассет с различными звуками; диагностический инструментарий; картотека игр на развитие эмоционально-волевой сферы; сухой бассейн, стол для пескотерапии, напольная «Дорожная азбука» для изучения ПДД, литература для родителей |
Познавательное развитие |
Весы, колбы, часы, доски, лейки, линейки/мерки и мерные стаканчики, глобусы, карты, микроскопы, лупы, телескоп, геометрические фигуры и тела, различные карточки, таблицы по ПДД, иллюстрированный и демонстрационный материал по лексическим темам, магнитно-маркерные доски, художественная и научная литература, дидактические игры, настольно-печатные игры, развивающие игры и «Коврограф В.В. Воскобовича», шашки, шахматы, домино, танграмы, мозаики, раздаточные математические наборы, счетные палочки, пазлы и разрезные картинки, различные виды конструктора, разрезные азбуки и наборные полотна, схемы по конструированию и ручному труду |
Игры по развитию элементарных математических представлений, электронные презентации, технические конструкторы, электронные игры серии «Скоро в школу» микроскопы, телескоп, демонстрационный и дидактический материал, коллекция полезных ископаемых, куклы в различных национальных костюмах, художественная и научная литература, различные макеты экосистем с представителями флоры и фауны, планетарий, центр природы, музей и др. рекреационные зоны, литература для родителей |
Речевое развитие |
Демонстрационный материал по лексическим темам, магнитно-маркерные доски, художественная и научная литература, дидактические игры, настольно-печатные игры, наборные полотна и разрезные азбуки, картотеки игр |
Диагностический инструментарий, зеркала для логопедических занятий, наборы картин и демонстрационного материала, дидактические игры, картотеки игр и предметных картинок, материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений, наборы иллюстративного материала для пересказывания и составления рассказов по картине, логопедические зонды, литература для родителей |
Физическое развитие |
Физкультурные центры в группах с необходимым оборудованием, рефлекторные дорожки, кольцебросы, кегли, различные мячи и обручи, скакалки, флажки, гимнастические ленты, картотеки с комплексами утренней гимнастики, подвижных игр, физминуток, иллюстративный и методический материал по приобщению детей к ЗОЖ |
Различные обручи, мячи, и скакалки, гимнастические палки, скамья, дуги для подлезания, гимнастическая, шнуры, разноцветные флажки и ленты, кольца, мешочки с песком, маски, игрушки, кегли, канат, полифункциональное оборудование «АЛЬМА», спортивные комплексы «РОСТАНы», волейбольная сетка, футбольные ворота, баскетбольные кольца, мишень для метания, маты, батут, трапеция для ЛФК, ребристые дорожки, гимнастические лестницы |
Художественно-эстетическое развитие |
Музыкальные инструменты, ширма для кукольного театра, театральные костюмы, маски, различные виды театра (кукольный, пальчиковый, плоскостной, би-ба-бо и др.), средства ТСО, краски, кисти, штампы, лекала, трафареты, различные бумага и картон, наглядно-дидактические пособия по изодеятельности, малые скульптурные формы, образцы народных промыслов для декоративного рисования, поделки из природного материала, театральные куклы, игрушки, репродукции картин художников, поделки педагогов и родителей с детьми, технологические карты по изобразительной деятельности с поэтапным выполнением, музыкально-дидактический материал, центры театрализации и изодеятельности, различные музыкальные инструменты |
Электронное цифровое фортепиано CASIO-PRIVIA PX720, микшер, музыкальный центр LG LM-M 540X, усилитель, видеопроектор BENQ MX-514 и экран на штативе, звуковая аппаратура Behringer B 212 D, набор аудиокассет с различными музыкальными произведениями и звуками; различные куклы для театральной деятельности, искусственная ель и новогодние игрушки, гирлянды, музыкальные инструменты, костюмы и шапочки/маски различных персонажей, атрибуты для игр и музыкальных постановок, напольная «Дорожная азбука» для изучения ПДД |
В детском саду функционируют оборудованные учебные кабинеты следующие помещения:
Музыкальный зал – 84,5 м2
Физкультурный зал – 49,6 м2
Кабинет педагога-психолога – 17,3 м2
Кабинеты учителей-дефектологов и учителей-логопедов – 42 м2
Методический кабинет – 24,9 м2
Кабинет для проведения дополнительных услуг – 34 м2
Медицинский блок (процедурный кабинет, изолятор, кабинет врача-педиатра и медицинской сестры) – 31 м2
Бухгалтерия – 10,7м2
Рекреационные зоны: «Планетарий», «Русская изба и народные промыслы», музей с экспонатами ВОв, центр с макетами различных экосистем.
Объекты для проведения практических занятий:
Музыкальный зал – 84,5 м2
Физкультурный зал – 49,6 м2
Кабинет педагога-психолога – 17,3 м2
Кабинеты учителей-дефектологов и учителей-логопедов – 42 м2
Методический кабинет – 24,9 м2
Кабинет для проведения дополнительных услуг – 34 м2
Библиотека
В детском саду отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку.
Книжный фонд, составляющий библиотеку МБДОУ, располагается в методическом кабинете, где представлена детская, учебно-методическая, познавательная литература для детей и педагогов.
Во всех возрастных группах оборудованы книжные уголки для воспитанников в соответствии с содержанием реализуемых образовательных программ.
Объекты спорта
- Физкультурный зал – 49,6 м2
- Игровая площадка на центральной аллее МБДОУ
- Прогулочные участки с оборудованием для развития всех видов движения
Объекты спорта для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не приспособлены
Средства обучения и воспитания
В каждой возрастной группе создана развивающая предметно-пространственная среда.
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам детей с ОВЗ.
Средства обучения являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ.
В ДОУ имеются следующие средства обучения:
- печатные (методические пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
- учебные приборы (компас, песочные часы, микроскопы, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках образовательной деятельности по освоению Программ, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, самообслуживание и элементарный бытовой труд, музыкальная, двигательная), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
В дошкольном учреждении имеются: кабинеты педагога-психолога и учителей-дефектологов/учителей-логопедов. По целенаправленному оснащению и применению кабинеты можно разделить на различные зоны: зона по преодолению ОНР, зеркала индивидуальные и большие зеркала, логопедические зонды, игрушки на развитие физиологического дыхания методические пособия, картины для составления рассказов, загадок, и т.д.; зона по подготовке освоения грамотой - магнитные доски, цветные магниты и маркеры, наборы букв и цифр; зона методического, дидактического и игрового сопровождения, учебно-методическая литература, материалы по обследованию детей, учебно-методические планы, игровое обеспечение для коррекционных занятий, информационные материалы для педагогов и родителей (законных представителей).
Кабинеты доступны для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также для родителей (законных представителей).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям:
Для повышения профессиональной компетентности педагоги используют материалы интернет-ресурсов, администрация, сотрудники бухгалтерии и делопроизводства к КСТС № 2413.
Воспитанники ДОУ доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям - не имеют. Специально оборудованного компьютерного класса/кабинета в ДОУ нет.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом учреждения (версия для слабовидящих).
Свободный доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусматривается. Инвалиды и лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленных образовательных ресурсов в ДОУ не имеется.
Официальный сайт Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Сайт Всероссийского добровольного пожарного общества г.Таганрога
http://vdpo-taganrog.ru/1/Glavnaa_stranica.html
МБУК ЦБС Центральная городская детская библиотека имени М.Горького
Газета для детей, родителей и педагогов по ПДД
http://www.dddgazeta.ru/about/
Детская электронная библиотека — народные и авторские сказки, стихи и рассказы для детей «Лукошко сказок»
Федеральный портал «Российское образование»
Издательский дом «Первое сентября»
Учебно-методический кабинет
Образовательный портал детской безопасности МЧС России «Спас-Экстрим» (интерактивные игры, обучающие ролики, мультфильмы, памятки)
Электронная библиотека ДОО с презентациями, видеороликов и пр. электронных материалов педагогов
Информация о жилых помещениях в общежитии, интернате, формировании платы за общежитие – общежития и интернаты отсутствуют
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с «Паспортом доступности» определены зоны и объекты доступности категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ
Кабинеты, групповые комнаты частично и избирательно доступны инвалидам и лицам с ОВЗ (кроме слабовидящих и маломобильных граждан, ввиду отсутствия информационных мнемосхем для инвалидов по зрению, отображающая информацию о помещениях в здании, табличек с тактильными азбуками Брайля и пр. мнемосхем) а также для маломобильных граждан.
Учреждение располагается в двухэтажном типовом здании, функционирует с 1979 года. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ЛВЗ. Входная площадка имеет навес и звонок при входе, снабжена домофоном. На центральном входе отсутствуют лестничные барьеры.
В здании имеются двойные поручни на лестничных маршах.
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в ДОУ - отсутвуют. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением.
При необходимости детям с ОВЗ и детям-инвалидам будет предоставлено сопровождающее лицо.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду имеются следующие технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования:
- проекторы, экраны, ноутбук (для работы с детьми в музыкальном зале и группах модульного корпуса)
- музыкальный центр (в музыкальном зале);
- телевизоры (в групповых помещениях);
Для лиц с ОВЗ в кабинетах учителей-дефектологов/ учителей – логопедов и педагога-психолога создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом реализуемой образовательной программы с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами: пособия для обследования интеллекта, памяти, внимания, мышления; материалы для проведения диагностического обследования психического и речевого развития детей дошкольного возраста, материалы для проведения индивидуальных занятий с детьми, пособия и игры с предметами для развития мелкой моторики; игры на развитие сенсорики; предметные и сюжетные картинки по лексическим темам; игры для развития дыхания; алгоритмы, схемы, методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.