Группы

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Пальчиковые игры– один из лучших способов развития речи и мышления малышей. Они доставляют малышам удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим речевую активность.


Пальчиковая гимнастика:

  1. Развивает речь.  

Ритмично двигая пальчиками, ребёнок активизирует речевые центры головного мозга.

  1. Играя в пальчиковые игры, малыш развивает умение подражатьвзрослым. Эти игры учат его вслушиваться в нашу речь и ее понимать, и, конечно же, создают благоприятную эмоциональную атмосферу. 
  2. Учат ребёнкаконцентрировать внимание и правильно его распределять.
  3. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать егоречь более четкой, ритмичной, яркой.
  4. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное веселое упражнение для.ru/category/razvitie-pamyati">развития памяти малыша!
  5. А ещё с помощью пальчиковых игрмы развиваем фантазию и воображение малыша. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
  6. Ну, и наконец, после всех этих упражненийкисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем восвоении навыка письма!

Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?

Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях минимум по пять минут в день.

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указ    Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».

 

Хлеб

 Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная

с мизинца.

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

 

     Фруктовая ладошка

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

 Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

Показывают ладошками вокруг и на себя.

По грибы
(потешка) 

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать! 
Этот пальчик в лес пошёл, 
Этот пальчик гриб нашёл. 
Этот пальчик чистить стал. 

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел. 
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

 

 

Овощи

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

 Дети делают ладошки «корзинкой».

 Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Наша Зина - молодец!

Показывают большой палец.

 

Засолим капусту

Мы капусту рубим,        

Резкие движения прямыми кистями  рук вверх и вниз.

Мы морковку трем,        

Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,        

Движение   пальцев,   имитирующих  посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.        

Интенсивное сжимание пальцев рук

в кулаки.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

 

Дом и ворота

На поляне дом стоит,

«Дом» изобразить   двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.

Ну а к дому путь закрыт.

Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,

средние пальцы

Соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).

Мы ворота открываем,

Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем.

 

Детки

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем пальчики считать - 
Крепкие, дружные, 
Все такие нужные. 
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) 
Тише, тише, тише, 
Не шумите! 
Наших деток не будите! 
Птички станут щебетать, 
Будут пальчики вставать. 
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) 

Если листья пожелтели,
(Сжимаем и разжимаем кулачки)
Дождь холодный моросит,
(Стучим пальцем)
Птицы к югу полетели, -
(Изображаем крылья)
Значит, осень к нам спешит.
(Хлопаем в ладоши)

Дождик, дождик, веселей!
(Каждым пальчиком правой руки стучим по ладошке левой руки)
Капай, капай, не жалей!
(Каждым пальчиком левой руки стучим по ладошке правой руки)
Только нас не замочи!
(Грозим пальчиком)
Зря в окошко не стучи.
(Стучим кулачками)
Брызни в поле пуще:
(Пальцы собираем в щепоть, резко раскрываем)
Будет травка гуще!
(Шевелим растопыренными пальчиками)

Нарядили ножки
(Показываем на сапожки)

В новые сапожки.
Вы шагайте, топайте,
(Топаем)
По лужицам не шлёпайте,
(Грозим пальцем)
В грязь не заходите,
Сапожки новые не рвите.
Раз, два, три, четыре, пять, 
(Загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(Сжимаем и разжимаем кулачки)

Лист березы,
(Загибаем пальчики, начиная с большого)
Лист рябины,
Листик тополя, осины,
Листик дуба соберем,
Букет маме отнесем.
(Пальчики «шагают» по столу)

 

 

ПИАНИНО
Ладошки лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

ЛАДОШКИ
Ладошки лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.

НОЖНИЦЫ
Ребенок зажимает ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускалась ниже большого пальца.

КУЛАК
На столе лежит 10-15 карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак (чтобы они лежали все внутри одной ладошки), беря по одной штуке, затем так же по одной положить на стол (упражнение выполнять, не помогая второй рукой).

ШАГИ
Ребенок зажимает ручку или карандаш вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делает «шаги» по поверхности стола. Шаги делаются так, чтобы карандаш не упал и прочно держался между пальчиками.

КРУЧУ-ВЕРЧУ
Один конец ручки или карандаша нужно зажать средним и указательным пальцами правой руки. При этом другой конец ручки должен быть направлен от груди. Нужно, перевернув ручку, вложить ее в левую руку свободным концом. Затем очередным поворотом вкладываем ручку в правую руку. И так повторяем несколько циклов движений. 

МЯЧИК
Ребенок представляет, что у него в руках мячик, и делает движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.

Сейчас и в сети Интернет можно найти пальчиковые игры на любую тему. Есть сайты, где игра сопровождается сюжетной картинкой. Вот две игры в пример. Сайт dnevniki.ykt.ru

 

Воспитатели в своей работе постоянно используют пальчиковые игры. Присоединяйтесь к нам, и давайте вместе развивать в детях память, внимание, воображение, фантазию и речь.

 

Материал подготовила
воспитатель

Дружинина Ольга Ивановна

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo