Группы
Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР
16
октября
2020
Для детей дошкольного возраста источником познания и интеллектуального развития является чувственное восприятие окружающей действительности, формирование представлений о ней, приобретение опыта взаимодействия и жизнедеятельности в окружающем мире.
Для детей с ЗПР процесс познания имеет свои особенности, проходит с определенными трудностями.
Особенно сложно формируются пространственные представления. Пространственные представления у детей с ЗПР формируются в замедленном темпе, т.к. для них характерны недостаточно развитое восприятие, ограниченная восприимчивость, недифференцированность ощущений.
Для таких детей типичными являются:
- сочетание частично недостаточно развитых психических процессов с сохраненными;
- нарушение произвольной регуляции деятельности;
- снижение работоспособности;
- развитие психических процессов не соответствуют возрастной норме.
Детям с ЗПР сложно усвоить пространственные понятия, а тем более оперировать ими в реальной жизни.
Решать коррекционно – педагогические задачи по формированию пространственных представлений необходимо при взаимодействии всех педагогов: учителя-дефектолога (логопеда), воспитателей группы, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по ФК.
Педагоги группы в работе придерживаются определенной системы, представленной в программе Н.Я. Семаго «Программа формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста», а также в программе С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
При планировании и проведении коррекционной работы педагоги ставили перед собой задачи на оказание своевременной и адекватной коррекционной помощи каждому ребенку, учитывая индивидуальные особенности детей, и использовали специфические методы и приёмы, которые способствовали наиболее полно и эффективно усвоить данные понятия.
Учитывая это, исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направления в пространстве, ориентирование в окружающем пространстве, определение последовательности в их изображениях.
Формирование пространственных представлений проводится по определенным направлениям и этапам.
«Формирование у детей субъективных ощущений пространства и пространственных представлений» проходит в три этапа:
- Развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов.
- Формирование представлений о «схеме собственного тела» и «схеме тела человека, стоящего напротив».
- Развитие ориентировки в окружающем пространстве.
«Понимание и употребление предлогов, лексико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.»
«Развитие ориентировки в двухмерном пространстве».
В коррекционной работе по формированию пространственных представлений у детей с ЗПР основными методологическими принципами являются:
- Системность;
- Комплексность;
- Индивидуальный и творческий подход.
Всё обучение:
- проводится в режиме дня;
- в процессе разнообразной активной деятельности;
- строится на использовании и применении практических действий с получением видимого, осязательного результата;
- носит наглядно-действенный характер;
- активно используется игровой элемент (игры, игровые упражнения, игровые ситуации).
Процесс коррекционного обучения следует организовывать так, чтобы неоднократно обращаться к уже изученному материалу, систематически закреплять полученные представления на речевом, практическом, и бытовом уровне.
Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР требует комплексного подхода и тесной связи всех разделов программы:
РЭМП, развитие речи, ознакомление с окружающим, музыкальная и изобразительная деятельность, ручной труд и конструирование, а также игровая, трудовая и бытовая деятельности.
Комплексность в работе педагогов достигается за счет взаимодействия учителя-дефектолога (логопеда), воспитателей группы, музыкального руководителя, инструктора по ФК, психолога.
Перед педагогами группы стоит общая педагогическая задача – формирование пространственных представлений, для решения которой, составляется общий перспективный план. На основании этого плана каждый педагог с учетом уровня развития пространственных представлений у детей подбирает содержание, приемы, методы для достижения общего результата.
Учитель-дефектолог на занятиях по РЭМП, развитию речи осуществляет работу по формированию понятий пространственных отношений и обозначение их речью.
Музыкальный руководитель, воспитатели формируют навыки практического использования пространственных понятий: танцевальные движения, игры и упражнения на ориентировку в пространстве, отражение пространственных характеристик в изо деятельности, конструировании.
Особенно эффективно формируются навыки практического использования пространственных представлений на музыкальных занятиях:
- выполнение движений различными частями тела, в различных направлениях. Сочетание слова, музыки и движений способствуют более легкому и эффективному усвоению пространственных представлений, т.к. на положительном эмоциональном фоне и интересе у дошкольников формируется такое важное качество, как познавательная активность. Для детей дошкольного возраста, особенно с ЗПР, важно именно практическое закрепление и использование полученных знаний и умений.
Кроме того, результаты коррекционной работы в музыкальной и изобразительной деятельности имеют демонстрационно-оценочную функцию:
- утренники, праздники, веселые часы, развлечения
- детские рисунки, работы по аппликации, конструированию, поделки.
Результаты диагностик по динамике развития пространственных представлений позволяют утверждать, что обоснованная, специально организованная, целенаправленная, систематическая, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей при комплексном и профессиональном взаимодействии всех педагогов работа, способствует эффективной коррекции и развитию пространственных представлений у детей с ЗПР.
Литература:
- Н.Ю. Борякова «Ступеньки развития», уч. мед. пособие, М. ГНОМ-Пресс, 2000г.
- О.В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская «Формирование представлений о пространстве и времени», С-Пб «Речь» 2006г.
- О.В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская «Путешествие по времени и пространству», С-Пб 2002
- Дунаева Зинаида Михайловна. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития: методическое пособие / З. М. Дунаева; Ин-т коррекционной педагогики РАО. – Москва Советский спорт 2006.
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика : учебное пособие для учреждений сред. проф. образования по специальности "Специальное дошкольное образование" : доп. М-вом образования РФ / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева ; под ред. Е. А. Медведевой. - Москва : Academia, 2002
- Семаго Н.Я. Формирование представлений о схеме тела. Дошкольный младший возраст. Демонстрационный материал. М., Айрис-пресс, 2006.
- Семаго Н.Я. Формирование пространственно-временных и элементарных математических представлений. Демонстрационный материал. М., Айрис-пресс, 2006.
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М., Айрс-пресс, 2007.
Материал подготовили:
учитель-дефектолог (логопед) Федулова Е.П.
воспитатели Адамюк О.А., Кучеренко И.А.
музыкальный руководитель Шохнина Л.А.