Группы

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР

16

октября

2020

Для детей дошкольного возраста источником познания и интеллектуального развития является чувственное восприятие окружающей действительности, формирование представлений о ней, приобретение опыта взаимодействия и жизнедеятельности в окружающем мире.

  

Для детей с ЗПР процесс познания имеет свои особенности, проходит с определенными трудностями.

 

Особенно сложно формируются пространственные представления. Пространственные представления у детей с ЗПР формируются в замедленном темпе, т.к. для них характерны недостаточно развитое восприятие, ограниченная восприимчивость, недифференцированность ощущений.

 

 Для таких детей типичными являются:

 

  • сочетание частично недостаточно развитых психических процессов с сохраненными;
  • нарушение произвольной регуляции деятельности;
  • снижение работоспособности;
  • развитие психических процессов не соответствуют возрастной норме.

 

Детям с ЗПР сложно усвоить пространственные понятия, а тем более оперировать ими в реальной жизни.

 

Решать коррекционно – педагогические задачи по формированию пространственных представлений необходимо при взаимодействии всех педагогов: учителя-дефектолога (логопеда), воспитателей группы, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по ФК.

 

Педагоги группы в работе придерживаются определенной системы, представленной в программе Н.Я. Семаго «Программа формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста», а также в программе С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

 

При планировании и проведении коррекционной работы педагоги ставили перед собой задачи на оказание своевременной и адекватной коррекционной помощи каждому ребенку, учитывая индивидуальные особенности детей, и использовали специфические методы и приёмы, которые способствовали наиболее полно и эффективно усвоить данные понятия.

 

Учитывая это, исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направления в пространстве, ориентирование в окружающем пространстве, определение последовательности в их изображениях.

 

Формирование пространственных представлений проводится по определенным  направлениям и этапам.

  

«Формирование у детей субъективных ощущений пространства и пространственных представлений» проходит в три этапа:

  1. Развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов.
  2. Формирование представлений о «схеме собственного тела» и «схеме тела человека, стоящего напротив».
  3. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.

 

«Понимание и употребление предлогов, лексико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.»

 

«Развитие ориентировки в двухмерном пространстве».

 

В коррекционной работе по формированию пространственных представлений у детей с ЗПР основными методологическими принципами являются:

 

  • Системность;
  • Комплексность;
  • Индивидуальный и творческий подход.

 

Всё обучение:

 

  • проводится в режиме дня;
  • в процессе разнообразной активной деятельности;
  • строится на использовании и применении практических действий с получением видимого, осязательного результата;
  • носит наглядно-действенный характер;
  • активно используется игровой элемент (игры, игровые упражнения, игровые ситуации).

 

Процесс коррекционного обучения следует организовывать так, чтобы неоднократно обращаться к уже изученному материалу, систематически закреплять полученные представления на речевом, практическом, и бытовом уровне.

 

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР требует комплексного подхода и тесной связи всех разделов программы:

 

РЭМП, развитие речи, ознакомление с окружающим, музыкальная и изобразительная деятельность, ручной труд и конструирование, а также игровая, трудовая и бытовая деятельности.

 

Комплексность в работе педагогов достигается за счет взаимодействия учителя-дефектолога (логопеда), воспитателей группы, музыкального руководителя, инструктора по ФК, психолога.

 

Перед педагогами группы стоит общая педагогическая задача – формирование пространственных представлений, для решения которой,  составляется общий перспективный план. На основании этого плана каждый педагог с учетом уровня развития пространственных представлений у детей подбирает содержание, приемы, методы для достижения общего результата.

 

Учитель-дефектолог на занятиях по РЭМП, развитию речи осуществляет работу по формированию понятий пространственных отношений и обозначение их речью.

 

Музыкальный руководитель, воспитатели формируют навыки практического использования пространственных понятий: танцевальные движения, игры и упражнения на ориентировку в пространстве, отражение пространственных характеристик в изо деятельности, конструировании.

 

Особенно эффективно формируются навыки практического использования пространственных представлений на музыкальных занятиях:

- выполнение движений различными частями тела, в различных направлениях. Сочетание слова, музыки и движений способствуют более легкому и эффективному усвоению пространственных представлений, т.к. на положительном эмоциональном фоне и интересе у дошкольников формируется такое важное качество, как познавательная активность. Для детей дошкольного возраста, особенно с ЗПР, важно именно практическое закрепление и использование полученных знаний и умений.

 

Кроме того, результаты коррекционной работы в музыкальной и изобразительной деятельности имеют демонстрационно-оценочную функцию:

  • утренники, праздники, веселые часы, развлечения
  • детские рисунки, работы по аппликации, конструированию, поделки.

          

Результаты диагностик по динамике развития пространственных представлений позволяют утверждать, что обоснованная, специально организованная, целенаправленная, систематическая, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей при комплексном и профессиональном взаимодействии всех педагогов работа, способствует эффективной коррекции и развитию пространственных представлений у детей с ЗПР.

  

Литература:

 

  1. Н.Ю. Борякова «Ступеньки развития», уч. мед. пособие, М. ГНОМ-Пресс, 2000г.
  2. О.В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская «Формирование представлений о пространстве и времени», С-Пб «Речь» 2006г.
  3. О.В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская «Путешествие по времени и пространству», С-Пб 2002
  4. Дунаева Зинаида Михайловна. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития: методическое пособие / З. М. Дунаева; Ин-т коррекционной педагогики РАО. – Москва Советский спорт 2006.
  5. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика : учебное пособие для учреждений сред. проф. образования по специальности "Специальное дошкольное образование" : доп. М-вом образования РФ / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева ; под ред. Е. А. Медведевой. - Москва : Academia, 2002
  6. Семаго Н.Я. Формирование представлений о схеме тела. Дошкольный младший возраст. Демонстрационный материал. М., Айрис-пресс, 2006.
  7. Семаго Н.Я. Формирование пространственно-временных и элементарных математических представлений. Демонстрационный материал. М., Айрис-пресс, 2006.
  8. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М., Айрс-пресс, 2007.

  

Материал подготовили:

учитель-дефектолог (логопед) Федулова Е.П.

воспитатели Адамюк О.А., Кучеренко И.А.

музыкальный руководитель Шохнина Л.А.

 

                                         

news news news news news news news news news news news news news news news news news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo