Группы
Формирование у дошкольников с ЗПР субъективных ощущений пространства и пространственных представлений
16
октября
2020
Развитие у дошкольников элементарных математических представлений является важной задачей интеллектуального развития и подготовки их к обучению к школе.
Одним из разделов (направлений РЭМП) является «Формирование пространственных представлений», которое способствует развитию:
- Мыслительных процессов;
- Речевой деятельности;
- Коммуникативных свойств личности;
- Практических навыков в бытовой деятельности и взаимодействия с окружающей действительностью.
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР требует учета их особенностей:
- Недостаточность развития психических процессов;
- Сниженная активность ориентировочно-познавательной (исследовательской) деятельности.
Это проявляется в слабой выраженности ориентировочных реакций зрительного и слухового сосредоточения, тактильно-двигательного восприятия: процесс восприятия затруднен, снижен его темп, сужен объем, недостаточная точность слухового, зрительного, тактильно-зрительного восприятия.
Формирование у детей с ЗПР субъективных ощущений пространства и пространственных ощущений происходит поэтапно.
I этап. Развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов.
Цель: Обогащение чувственного и двигательного опыта детей.
Задачи:
- Уточнить местоположение и названия различных частей тела.
- Учить повторять и сознательно создавать ручные позы и позы, в которых участвует все тело.
- Формировать, упражнять в употреблении речевых конструкций, отражающих пространственные представления и понятия.
Основной приём «Зеркало» - игра, когда ребёнок:
1) воспроизводит, копирует позы педагога;
2) воспроизводит их по словесной инструкции (указанию педагога);
3) воспроизводит с сопровождением свои действий речью.
Отражение ребёнком впечатлений и ощущений в устной речи очень важно, поэтому все задания необходимо отрабатывать в двух направлениях:
- В действиях, сопровождающихся речью взрослого (закрепление понимания);
- В действиях, сопровождающихся речью самого ребёнка.
Дидактические игры, задания и упражнения, используемые на данном этапе.
«Покажи» ( на себе, потом на других различные части тела)
1) Педагог дотрагивается до какой-либо части своего тела и предлагает ребенку показать на себе этот участок тела и назвать его;
2 Повтори за педагогом позы, в которых участвует всё тело, а также ручные позы;
3) Самостоятельно придумать свои позы.
Таким образом, на этом этапе ребёнок воспринимает свое тело, как нечто целое, состоящее из частей, способное выполнять различные движения, действия, передвигаться в пространстве.
II этап. Формирование представлений о схеме собственного тела.
Цель: Актуализация процесса самовыделения организма из окружающей среды и развитие осязательного восприятия детьми собственного тела.
Задачи:
- Формировать представления о «схеме собственного тела» на практике (схема лица, расположение частей тела: вверху, внизу, между, посередине, справа, слева);
- Учить воспроизводить и самостоятельно выполнять серии движений.
При формировании у детей правильного расположения правых-левых, верхних-нижних, передних -задних частей его тела следует закреплять использование этих слов на всех занятиях, во всех видах деятельности, в самостоятельной реи детей.
На данном этапе педагог использует прием «Повтори за мной»:
Педагог стоит спиной к детям и выполняет различные движения. Дети копируют движения педагога и называют свои действия(по одному движению): «левая рука на левое плечо»; «правая рука на (за) голову»; «Левая рука вверх», « Правая рука в сторону», «Левая нога назад», «Правая нога на носок, вперед», «Левая нога -на пятку вперед» и т.д.
Дети не сразу поняли, что правое ухо, правый глаз, правое плечо, правая щека находятся с той же стороны, что и права рука. Поэтому, сначала проводятся упражнения с детьми на соотнесение частей тела с правой рукой, затем левой, затем в перекрестном варианте.
При формировании пространственных представлений схемы лица используем зеркало. Глядя на себя в зеркало, дети определяют, что у них находится: по середине лица, справа, слева, выше, ниже, между. Вопросы к детям являются очень важным этапом отработки формируемого навыка пространственных представлений схемы лица, т.к. способствуют введению этих понятий в активную речь детей:
- Что у вас находится выше (ниже), носа, бровей, глаз, губ, щек)?
- Что вы видите у ебя между глазами и лбом, между губами и глазами?
- Что находится в верхней части лица, в нижней части, посередине?
Проводится игра с детьми «Угадай по описанию». Сначала педагог, а затем дети описывают расположение частей лица и отгадывают по описанию:
«Что у Тани находится…? (Что у Коли…, у меня…?)»; «Я задумала часть лица», которая находится под волосами, в верхней части лица, между щеками, ниже лба, выше губ, под губами и т.д.
Дидактические задания и упражнения для формирования ориентировки в схеме собственного тела необходимо выполнять в следующей последовательности:
- покажи;
- дотронься;
- скажи
- выполни движение;
«Покажи»:
-свою левую (правую) руку;
-свой левый (правый) глаз;
-своё правое(левое) ухо;
-свою правую(левую) ногу.
«Дотронься»:
-до правой (левой) ноги;
-правой рукой до левого уха (плеча);
-левой рукой до правого колена … и т.д.
«Скажи»:
Педагог (ребёнок) дотрагиваясь до частей тела ребёнка предлагает ему сказать:
-какая(ой, ое) это у тебя рука, нога, плечо, локоть, колено…и т.д.
-повернись лицом к окну и скажи, в какую сторону ты повернулся;
-скажи, что у тебя находится слева(справа).
«Выполни движение»:
-подними вверх (вытяни вперед, в сторону) правую (левую) руку;
-спрячь за спину правую(левую) руку);
-правую руку подними вверх, а левую спрячь за спину(вытяни вперед, в сторону);
-выставь вперед на носок(на пятку) правую (левую ногу) … и т.д.
После того, как дети научатся выполнять эти упражнения, задания, можно знакомить их со схемой тела человека, стоящего напротив.
Предварительно детям надо объяснить, что у человека, стоящего напротив всё наоборот, как у нас в зеркале.
Педагог сначала предлагает детям продемонстрировать на себе, став к детям спиной, или на ребёнке, игрушке(кукле): у объекта, стоящего спиной к детям правые и левые части тела в той же последовательности и по той же схеме: «покажи», «скажи», «сделай».
На таких занятиях можно использовать приход в гости персонажа из сказки, ожившей игрушки, роль которой исполняет взрослый.
После овладения приёмом «сделай», детям можно давать более сложные задания на чередование движений правой-левой рук(ног), перекрестно. Например, упр. «Веселые ладошки» - дети, стоящие друг против друга хлопают в ладошку, стоящего напротив правой, левой, двумя ладонями; упр. «Вот какие ножки» - дети, стоящие напротив друг друга выставляют правую(левую) ногу на носок «Поздоровались»; на пятку «Похвастались», делают три шага в правую сторону «Попрощались», затем делают три шага в левую сторону «Здравствуйте».
Формирование пространственных представлений осуществляется при комплексном взаимодействии всех педагогов, основанном на интеграции программных задач, методов и приёмов.
На начальном этапе, когда пространственные представления закладываются на невербальном уровне, основная роль отводится на занятиях учителю-дефектологу, затем они закрепляются педагогами на других занятиях, в игровой деятельности, в режимных моментах и бытовой деятельности, в знакомстве с художественной литературой, дидактических играх и упражнениях. Например:
- дидактические упражнения (работа с зеркалами) игры: «Дразнилки»; «Узнай и покажи»; «Покажи у себя(у соседа)»;
- изо деятельность: «Дети на прогулке», «Дед Мороз и Снегурочка», «Звери на полянке», «Птичий двор», «Вышла курочка гулять» (рисунки, аппликация, конструирование);
- чтение художественной литературы, инсценировки по художественным произведениям, сказкам, стихотворениям: А. Барто «Девочка чумазая»; К. Чуковский «Мойдодыр»; Э. Машковская «Нос» и др.;
- режимные моменты: «Сапожки заблудились», «Сандалии померились» и т.д.
Об эффективности совместной работы педагогов говорят:
- результаты диагностики по развитию психических процессов и речевому развитию;
- уровень развития двигательных навыков при выполнении движений на музыкальных занятиях (физкультурных);
- работы детей по изо деятельности, индивидуальные и коллективные, отражающие пространственные представления;
- отражение и осознанное использование пространственных понятий и отношений в игровой и бытовой деятельности детей.
Литература:
- Семаго Н.Я. Формирование представлений о схеме тела. Дошкольный младший возраст. Демонстрационный материал. М., Айрис-пресс, 2006.
- Семаго Н.Я. Формирование пространственно-временных и элементарных математических представлений. Демонстрационный материал. М., Айрис-пресс, 2006.
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М., Айрс-пресс, 2007.
- Н.Ю. Борякова «Ступеньки развития», уч. мед. пособие, М. ГНОМ-Пресс, 2000г.
- О.В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская «Формирование представлений о пространстве и времени», С-Пб «Речь» 2006г.
- О.В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская « Путешествие по времени и пространству», С-Пб 2002
- Дунаева Зинаида Михайловна. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития : методическое пособие / З. М. Дунаева ; Ин-т коррекционной педагогики РАО. – Москва Советский спорт 2006.
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика : учебное пособие для учреждений сред. проф. образования по специальности "Специальное дошкольное образование" : доп. М-вом образования РФ / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева ; под ред. Е. А. Медведевой. - Москва : Academia, 2002
Материал подготовили:
учитель-дефектолог (логопед) Федулова Е.П.
воспитатели Адамюк О.А., Кучеренко И.А.
музыкальный руководитель Шохнина Л.А.