Группы

Формирование у дошкольников с ЗПР субъективных ощущений пространства и пространственных представлений

16

октября

2020

Развитие у дошкольников элементарных математических представлений является важной задачей интеллектуального развития и подготовки их к обучению к школе.

 

Одним из разделов (направлений РЭМП) является «Формирование пространственных представлений», которое способствует развитию:

 

  • Мыслительных процессов;
  • Речевой деятельности;
  • Коммуникативных свойств личности;
  • Практических навыков в бытовой деятельности и взаимодействия с окружающей действительностью.

  

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР требует учета их особенностей:

 

  • Недостаточность развития психических процессов;
  • Сниженная активность ориентировочно-познавательной (исследовательской) деятельности.

 

Это проявляется в слабой выраженности ориентировочных реакций зрительного и слухового сосредоточения, тактильно-двигательного восприятия: процесс восприятия затруднен, снижен его темп, сужен объем, недостаточная точность слухового, зрительного, тактильно-зрительного восприятия.

 

Формирование у детей с ЗПР субъективных ощущений пространства и пространственных  ощущений происходит поэтапно.

  

I этап. Развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов.

 

 Цель: Обогащение чувственного и двигательного опыта детей.

 

Задачи:

 

  1. Уточнить местоположение и названия различных частей тела.
  2. Учить повторять и сознательно создавать ручные позы и позы, в которых участвует все тело.
  3. Формировать, упражнять в употреблении речевых конструкций, отражающих пространственные представления и понятия.

 

Основной приём «Зеркало» - игра, когда ребёнок:

 

1) воспроизводит, копирует позы педагога;

2) воспроизводит их по словесной инструкции (указанию педагога);

3) воспроизводит с сопровождением свои действий речью.

 

Отражение ребёнком впечатлений и ощущений в устной речи очень важно, поэтому все задания необходимо отрабатывать в двух направлениях:

 

  • В действиях, сопровождающихся речью взрослого (закрепление понимания);
  • В действиях, сопровождающихся речью самого ребёнка.

  

 

Дидактические игры, задания и упражнения, используемые на данном этапе.

 

«Покажи» ( на себе,  потом на других различные части тела)

 

1) Педагог дотрагивается до какой-либо части своего тела и предлагает ребенку показать на себе  этот участок тела и назвать его;

2 Повтори за педагогом позы, в которых участвует всё тело, а также ручные позы;

3) Самостоятельно придумать свои позы.

 

Таким образом, на этом этапе ребёнок воспринимает свое тело, как нечто целое, состоящее из частей, способное выполнять различные движения, действия, передвигаться в пространстве.

 

II этап. Формирование представлений о схеме собственного тела.

 

Цель: Актуализация процесса самовыделения организма из окружающей среды и развитие осязательного восприятия детьми собственного тела.

  

Задачи:

 

  1. Формировать представления о «схеме собственного тела» на практике (схема лица, расположение частей тела: вверху, внизу, между, посередине, справа, слева);
  2. Учить воспроизводить и самостоятельно выполнять серии движений.

  

При формировании у детей правильного расположения правых-левых, верхних-нижних, передних -задних частей его тела следует закреплять использование этих слов на всех занятиях, во всех видах деятельности, в самостоятельной реи детей.

 

На данном этапе педагог использует прием «Повтори за мной»:

 

Педагог стоит спиной к детям и выполняет различные движения. Дети копируют движения педагога и называют свои действия(по одному движению): «левая рука на левое плечо»; «правая рука на (за) голову»; «Левая рука вверх», « Правая рука в сторону», «Левая нога назад», «Правая нога на носок, вперед», «Левая нога -на пятку вперед» и т.д.

 

Дети не сразу поняли, что правое ухо, правый глаз, правое плечо, правая щека находятся с той же стороны, что и права рука. Поэтому, сначала проводятся упражнения с детьми на соотнесение частей тела с правой рукой, затем левой, затем в перекрестном варианте.

 

При формировании пространственных представлений схемы лица используем зеркало. Глядя на себя в зеркало, дети определяют, что у них находится: по середине лица, справа, слева, выше, ниже, между. Вопросы к детям являются очень важным этапом отработки формируемого навыка пространственных представлений схемы лица, т.к.  способствуют введению этих понятий в активную речь детей:

 

  • Что у вас находится выше (ниже), носа, бровей, глаз, губ, щек)?
  • Что вы видите у ебя между глазами и лбом, между губами и глазами?
  • Что находится в верхней части лица, в нижней части, посередине?

 

 Проводится игра с детьми «Угадай по описанию». Сначала педагог, а затем дети описывают расположение частей лица и отгадывают по описанию:

 

«Что у Тани находится…? (Что у Коли…, у меня…?)»; «Я задумала часть лица», которая находится под волосами, в верхней части лица, между щеками, ниже лба, выше губ, под губами и т.д.

 

Дидактические задания и упражнения для формирования ориентировки в схеме собственного тела необходимо выполнять в следующей последовательности:

  • покажи;
  • дотронься;
  • скажи
  • выполни движение;

 

«Покажи»:

 

-свою левую (правую) руку;

-свой левый (правый) глаз;

-своё правое(левое) ухо;

-свою правую(левую) ногу.

 

«Дотронься»:

 

 -до правой (левой) ноги;

-правой рукой до левого уха (плеча);

-левой рукой до правого колена … и т.д.

 

«Скажи»:

 

Педагог (ребёнок) дотрагиваясь до частей тела ребёнка предлагает ему сказать:

 

-какая(ой, ое) это у тебя рука, нога, плечо, локоть, колено…и т.д.

-повернись лицом к окну и скажи, в какую сторону ты повернулся;

-скажи, что у тебя находится слева(справа).

 

«Выполни движение»:

 

-подними вверх (вытяни вперед, в сторону) правую (левую) руку;

-спрячь за спину правую(левую) руку);

-правую руку подними вверх, а левую спрячь за спину(вытяни вперед, в сторону);

-выставь вперед на носок(на пятку) правую (левую ногу) … и т.д.

 

После того, как дети научатся выполнять эти упражнения, задания, можно знакомить их  со схемой тела человека, стоящего напротив.

 

Предварительно детям надо объяснить, что у человека, стоящего напротив всё наоборот, как у нас в зеркале.

 

Педагог сначала предлагает детям продемонстрировать на себе, став к детям спиной, или на ребёнке, игрушке(кукле): у объекта, стоящего спиной к детям правые и левые части тела в той же последовательности и по той же схеме: «покажи», «скажи», «сделай».

 

На таких занятиях можно использовать приход в гости персонажа из сказки, ожившей игрушки, роль которой исполняет взрослый.

 

После овладения приёмом «сделай», детям можно давать  более сложные задания на чередование движений правой-левой рук(ног), перекрестно. Например, упр. «Веселые ладошки» - дети, стоящие друг против друга хлопают в ладошку, стоящего напротив правой, левой, двумя ладонями; упр. «Вот какие ножки» - дети, стоящие напротив друг друга выставляют правую(левую) ногу на носок «Поздоровались»; на пятку «Похвастались», делают три шага в правую сторону «Попрощались», затем делают три шага в левую сторону «Здравствуйте».

 

Формирование пространственных представлений осуществляется при комплексном взаимодействии всех педагогов, основанном на интеграции программных задач, методов и приёмов.

 

На начальном этапе, когда пространственные представления закладываются на невербальном уровне, основная роль отводится на занятиях учителю-дефектологу, затем они закрепляются педагогами на других занятиях, в игровой деятельности, в режимных моментах и бытовой деятельности, в знакомстве с художественной литературой, дидактических играх и упражнениях. Например:

 

  • дидактические упражнения (работа с зеркалами) игры: «Дразнилки»; «Узнай и покажи»; «Покажи у себя(у соседа)»;
  • изо деятельность: «Дети на прогулке», «Дед Мороз и Снегурочка», «Звери на полянке», «Птичий двор», «Вышла курочка гулять» (рисунки, аппликация, конструирование);
  • чтение художественной литературы, инсценировки по художественным произведениям, сказкам, стихотворениям: А. Барто «Девочка чумазая»; К. Чуковский «Мойдодыр»; Э. Машковская «Нос» и др.;
  • режимные моменты: «Сапожки заблудились», «Сандалии померились» и т.д.

 

Об эффективности совместной работы педагогов говорят:

 

- результаты диагностики по развитию психических процессов и речевому развитию;

- уровень развития двигательных навыков при выполнении движений на музыкальных занятиях (физкультурных);

- работы детей по изо деятельности, индивидуальные и коллективные, отражающие пространственные представления;

-  отражение и осознанное использование пространственных понятий и отношений в игровой и бытовой деятельности детей.

  

Литература:

 

  1. Семаго Н.Я. Формирование представлений о схеме тела. Дошкольный младший возраст. Демонстрационный материал. М., Айрис-пресс, 2006.
  2. Семаго Н.Я. Формирование пространственно-временных и элементарных математических представлений. Демонстрационный материал. М., Айрис-пресс, 2006.
  3. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М., Айрс-пресс, 2007.
  4. Н.Ю. Борякова «Ступеньки развития», уч. мед. пособие, М. ГНОМ-Пресс, 2000г.
  5. О.В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская «Формирование представлений о пространстве и времени», С-Пб «Речь» 2006г.
  6. О.В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская « Путешествие по времени и пространству», С-Пб 2002
  7. Дунаева Зинаида Михайловна. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития : методическое пособие / З. М. Дунаева ; Ин-т коррекционной педагогики РАО. – Москва Советский спорт 2006.
  8. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика : учебное пособие для учреждений сред. проф. образования по специальности "Специальное дошкольное образование" : доп. М-вом образования РФ / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева ; под ред. Е. А. Медведевой. - Москва : Academia, 2002
  9.  

 Материал подготовили:

учитель-дефектолог (логопед) Федулова Е.П.

воспитатели Адамюк О.А., Кучеренко И.А.

музыкальный руководитель Шохнина Л.А.

news news news news news news news news news news news news news news news news news news news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo