Группы
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (РЭМП)
22
января
2024
КАК МОЩНОЕ СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
В последнее время все больше внимания уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.
В коррекционно-развивающем процессе важное место занимает формирование познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития. Одним из средств такого формирования является развитие элементарных математических представлений.
РЭМП является мощным средством, фундаментом для:
- Познавательного развития ребёнка: умений анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности;
- Развитие речи: формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций;
- Сенсорного развития: ориентировка в цвете, форме, величине предметов, группировке множества предметов по заданным признакам;
- Подготовке к школьному обучению, а именно формированию школьно-значимых функций: произвольной регуляции действий и поведения, навыков работы по образцу, по словесной инструкции, синхронизации работы в коллективе.
Помимо основных образовательных задач на занятиях по РЭМП у дошкольников:
- Формируются познавательная активность, развиваются важнейшие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), развиваются конструктивные способности;
- Развиваются важнейшие задачи по развитию речи:
А) формируются умения задавать вопросы и отвечать на них;
Б) развиваются умения сопровождать собственные действия речью;
В) расширяется и уточняется словарь, в том числе употребление математических терминов;
Д) дети тренируются (упражняются) в согласовании слов в предложении в роде, числе и падеже.
Дети с ЗПР в следствии замедления темпа психического развития значительно отстают в формировании когнитивных функций от общепринятых возрастных норм.
Для детей с ЗПР необходимо решение задачи: найти пути помощи и психолого-педагогической поддержки, позволяющих оптимизировать данный процесс с учетом современных подходов и технологий.
Помощь и психолого-педагогическая поддержка педагогов будет эффективна при соблюдении основных принципов коррекционной педагогики:
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип деятельного характера коррекции.
- Принцип комплексного использования методов и приемов в педагогической деятельности.
- Принцип интеграции усилий социального окружения.
Педагоги в работе с детьми для формирования РЭМП используют следующие приемы:
- Демонстрация – обычно используется при сообщении новых знаний.
- Инструкция – используется при подготовке к самостоятельной работе.
- Пояснение, указание, разъяснение – используется для предотвращения, выявления и устранения ошибок.
- Вопросы к детям.
- Словесные отчеты детей.
- Предметно-практические и умственные действия.
- Контроль и оценка, как со стороны педагога, так и самоконтроль, и самооценка самим ребёнком.
- Дидактическая игра – самый важный и эффективный прием, который можно использовать практически постоянно.
В процессе формирования элементарных математических представлений у детей с ЗПР необходимо обращать особое внимание на расширение жизненного опыта и словаря детей, т.к. широкий опыт и богатый словарный запас обеспечивают понимание детьми сущность арифметических действий и успешность последующего их выполнения.
Так, например, при выполнении детьми различных игровых упражнений дети учатся, совершая определенные действия с предметами (игрушками) называть эти действия, т.е. оформлять свои действия в соответствующие словесные выражения. Таким образом, дети учатся при выполнении различных игровых упражнений адекватно совершать действия и называть их.
Для того, чтобы дети лучше понимали смысл выполнения действий, учились самостоятельно их называть (обозначать), можно проводить с детьми игры и игровые упражнения математического содержания, придерживаясь последовательности в применении приёмов обучения:
- проигрывание действий педагогом на глазах у детей;
- совместное проигрывание действий педагогом и детьми;
- выполнение этих действий, ориентируясь на образец;
- выполнение этих действий по словесной инструкции;
- рассказывание о своих действиях в процессе выполнения;
- рассказывание о своих действиях после выполнения.
Коррекционно–развивающая работа по РЭМП должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, а как целостная осмысленная деятельность ребёнка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизнедеятельных отношений, которая осуществляется в результате комплексного подхода всех педагогов к решению задачи – оказание психолого – педагогической помощи и поддержки детям с ЗПР.
Комплексный подход предполагает формирование знаний, умений и навыков в развитии элементарных математических представлений в тесной связи и взаимодействии со всеми видами деятельности: развитием речи, формированием представлений о себе и окружающем мире, изобразительной, конструктивной, игровой, музыкальной, физкультурной, трудовой и бытовой.
Формирование элементарных математических представлений осуществляется не только на занятиях по РЭМП, но и:
- В повседневной жизни, когда педагоги вовлекают детей в коллективную деятельность с математическим содержанием, либо при индивидуальном общении.
- В специальных играх и упражнениях, направленных на развитие математических представлений, в которых целью и средством является выявление, осознание и воссоздание ребёнком количественных, величинных, пространственно-временных отношений.
- В изо-деятельности, конструировании, в хозяйственно-бытовом труде при наполнении их элементарным математическим содержанием.
- В комплексных игровых занятиях, когда одновременно используются вербальный, графический и образно-двигательные знаки для выражения одного содержания.
- В работе по развитию речи:
- обучение словесному отчету о выполненных действиях;
- составлению рассказа из личного опыта;
- рассказыванию текста арифметического задания или задачи.
- В театрализованной и музыкальной деятельности при выполнении различных ролей.
Необходимо выделить особо один из самых эффективных способов коррекции и развития дошкольников: дидактические игры, логико-математические упражнения.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально созданными с целью обучения. Они направлены на решение конкретных задач для обучения и развития дошкольников.
Логико-математические игры и упражнения – это игры и упражнения, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Особенно привлекают детей игровые ситуации с использованием приёмов импровизации и театрализации. Использование этих приёмов вызывают у дошкольников особый эмоциональный подъём и стремление (желание) выполнять эти игровые действия.
Например, в игровых ситуациях «Вышли зайцы погулять», «Хоровод на лесной полянке», «Мы к вам в гости пришли» дети выполняют и проговаривают слова: «пришли», «ушли», «стало» ассоциирует их с результатом действий («стало»), после того, как увеличилось или уменьшилось количество участников.
Аналогичные игровые ситуации можно проводить с использованием магнитной доски, фланелеграфа, настольного театра, кукол би-ба-бо, и др.
Во всех случаях действия детей и игровых персонажей необходимо сопровождать речью, давать детям образцы речевых конструкций, чтобы они не только учились выполнять определенные действия, связанные с РЭМП, но и могли рассказывать о них в процессе разыгранной ситуации.
Результаты диагностики развития дошкольников позволяют сделать вывод, что комплексный подход в условиях содержательной, профессиональной деятельности всех педагогов группы способствуют не только повышению эффективности формирования математических представлений, но и оказывают благоприятное влияние на коррекцию и развитие детей с ЗПР в целом.
Целенаправленная коррекционная работа, поэтапная помощь взрослого позволяют детям реализовать их потенциальные возможности и постепенно преодолеть имеющееся отставание. Планомерная и целенаправленная коррекционная работа с детьми помогает им сделать значительный скачок в развитии. Некоторые из них достигают такого уровня, при котором в семилетнем возрасте могут приступать к обучению в массовой школе наравне с нормально развивающимися сверстниками. Другие, на основе приобретенных в ходе коррекционной работы необходимых знаний и умений становятся готовыми к продолжению занятий в условиях специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития, к овладению в этих условиях полным объемом знаний по программе массовой школы.
ЛИТЕРАТУРА:
- Дети с задержкой психического развития [текст / Под ред. Г. А. Власовой, В.И. Лубовского, Н, А, Цыпиной – М.,1973.
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [текст] /Под ред. С.Г. Шевченко.- М., 2001 г. 224 с.
- Формирование элементарных знаний и представлений у детей дошкольного возраста [текст] // Дефектология. - 1998. -№2. – с.22-29. Г.М. Капустина
- Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. [текст / А.М. Леушина. -М., Просвещение, 1984. 368с.
- Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 [текст] / С.Г. Шевченко.-М., 2004. 112 с.
Педагоги группы № 3:
учитель-дефектолог: Е.П. Федулова,
воспитатель: И.А. Кучеренко,
воспитатель: О.А. Адамюк