Группы

Развитие ориентации в пространстве у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)

29

марта

2021

РАЗВИТИЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР).

Развитие способностей ориентироваться в пространстве имеет важное значение для ребёнка, т.к. эта способность позволяет ему благополучно и полноценно взаимодействовать с окружающей действительностью.

Детям с ЗПР характерно несовершенство восприятия пространства в пределах их собственного тела и взаимодействие с внешним пространством «от тела».

Такие дети не понимают конструкции, обозначающих пространственное расположение объектов, им сложно отразить эти отношения в речи. У них затруднено восприятие верхне-нижнего, право-левого расположения объекта и его деталей в пространстве. Всё это затрудняет формирование пространственных отношений, а именно вербального обозначения пространства и способности свободного оперирования данными категориями в практической деятельности и речи.

Для эффективно-результативной работы перед педагогами необходимо поставить цель и определенные задачи:

ЦЕЛЬ: Развитие осознанного восприятия собственной позиции в пространстве и свойство окружающего пространства.

ЗАДАЧИ:

Понимание обратимых активных и пассивных конструкций по отношению к собственному телу.

Закрепить умение пользоваться собственным телом для изучения окружающего пространства.

Учить располагать объекты по отношению к собственному телу.

Знакомить детей со схемой тела человека, стоящего напротив.

Выработать у детей навыки расположения объектов в окружающем пространстве относительно друг друга.

Освоение окружающего пространства целесообразно проводить в следующей последовательности:

Освоение ребёнком того, что находится рядом с ним: справа-слева; впереди-сзади; сверху-снизу.

Освоение ребёнком (видение) расположения в пространстве других объектов не только относительно себя, но и друг друга, что предполагает обучение детей соотносить взаимное расположение окружающих предметов, а также менять его по словесной инструкции.

Значительные трудности у детей вызывают восприятие пространственных характеристик человека (ребенка), стоящего напротив, т.к. у стоящего напротив все, наоборот. Ребёнок: «У Саши право, где у меня лево». Педагоги обращают внимание на то, что сверху и внизу ничего не меняется, все остается как есть и предлагает ребёнку представить себя того, кто стоит напротив и увидеть вещи окружающего его своими глазами.

На первом этапе формирования пространственных представлений целесообразно начинать от уровня пространства собственного тела с точки зрения «вертикальной организации».

На втором этапе, продолжая активную работу по формированию представлений о собственном теле, объектах, расположенных с точки зрения вертикальной организации переходить к решению более сложной задаче: формирование пространственных представлений о взаимодействии объектов с очки зрения «горизонтальной организации пространства».

На третьем этапе педагоги проводят работу над дальнейшем закреплением представлений о «схеме тела» с упором на право-левую ориентировку сначала относительно основной вертикальной оси ребёнка, т.е. его позвоночника, затем с ориентировкой на взаиморасположение объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению в первую очередь к собственному телу – соотношение по оси право-лево.

Формирование пространственных представлений, закрепление усвоенных детьми понятий происходит на занятиях: по ФЭМП, развитию речи, знакомство с окружающим, изо-деятельности, музыкальных и физкультурных, на которых педагоги используют разнообразные методы и приёмы, побуждающие детей к самостоятельному выбору вербальных средств, отражающих пространственное взаимодействие.

Большая роль отводится воспитателям группы, т.к. у них есть возможность использовать развивающий потенциал в различных видах совместной деятельности.

Закреплению пространственных представлений у детей и формированию навыков практического использования этих понятий в повседневной жизнедеятельности способствуют дидактические игры, задания и упражнения, используемые всеми педагогами как на занятиях, так и в игровой, и бытовой деятельности.

В коррекционно-развивающей работе по формированию пространственных представлений целесообразно использовать дидактические игры, задания, упражнения:

Д/И «Автобус». Цель: ориентировка в пространстве.

Дети занимают места в автобусе (из стульчиков) согласно билетам, т.е. ищут стульчик с соответствующей геометрической фигурой определенного цвета и размера, какая изображена на билете. Дети по очереди называют имена своих товарищей, кто сидит спереди, сзади, справа, слева, между. В игре активизируются слова и закрепляются понятия: впереди, сзади, справа, слева, между (слово «между» обозначает в промежутке среди других предметов).

Д/И «Путешествие в пространстве (по комнате, в парке, в лесу и т.д.)»

Педагоги в группе, в музыкальном зале, на участке, с помощью различных атрибутов создают обстановку: лесной полянки, парка и т.д. и предлагают «путешествие» в различных направлениях, предлагая детям:

- посмотреть и назвать предметы, которые у них находятся спереди, сзади, слева, справа, между, затем поменять положение своего тела, т.е. повернуться в другую сторону, изменить направление движения и увидеть (понять), что окружающие предметы, которые не двигались, а стояли на месте находятся теперь от тела ребенка в других пространственных отношениях: те, что были слева- стали справа; те, что были впереди-стали сзади.

Игровые задания на умение ориентироваться по плану и поиску предметов: «Пройти по лабиринту», «Помоги зайчику найти дорогу», «Как проехать машине до гаража» и т.д.

Подвижные игры: «Чье звено быстрее соберется», «Жмурки», «Игры с флажками» (Педагог поднял красный флажок – дети идут по кругу вправо; поднял синий – в противоположную сторону; желтый – вперед в круг; зеленый – из круга назад, т.е. дети выполняют движения в различных направлениях в зависимости от цвета флажка).

Различные варианты таких игр- упражнений проводятся с использованием музыкального сопровождения, звуковых сигналов, словесных указаний.

Для эффективного формирования пространственных представлений используются следующие игры: «Что изменилось?», «Где звенит колокольчик?», «Тепло – холодно», «Найди игрушку» (спрятанный предмет по словесной инструкции (по плану, по схеме)); «Выполни движение».

Значение формирования у дошкольников пространственных представлений трудно переоценить, т.к. развитие ребёнка идет через познание окружающего мира и взаимодействие с ним, а именно, в этом направлении приобретенные знания и навыки используются ребёнком в практической деятельности постоянно, что способствует всестороннему развитию.

ЛИТЕРАТУРА:

Дунаева Зинаида Михайловна. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития : методическое пособие / З. М. Дунаева ; Ин-т коррекционной педагогики РАО. – Москва Советский спорт 2006.

Семаго Н.Я. Формирование представлений о схеме тела. Дошкольный младший возраст. Демонстрационный материал. М., Айрис-пресс, 2006.

Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М., Айрс-пресс, 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Картотека игр:

"Прятки"

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.

Оборудование: -

Содержание: Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто - разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) - "город", куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: "Мы находимся… (называет местонахождение)!". Это помогает его команде ориентироваться: оставаться в укрытии или бежать завоевывать "город". Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в "город". Команда, прибежавшая в "город" раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать "город" еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.

"Дорога в школу"

Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Содержание: Ребенок вспоминает и рассказывает где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.

"Бег к реке"

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела.

Оборудование: мел, камни.

Содержание: Чертим линию, которая обозначает берег и прямоугольник, обозначающий реку. В "реку" кладутся камни. Вдоль "берега" выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к "реке", достают "со дна" камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень водящему. Игра носит соревновательный характер.

"Всадник"

Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

Оборудование: -

Содержание: Играющие распределяются по парам: один - "конь", другой - "наездник". Игрок-"конь" вытягивает руки назад-вниз, игрок-"наездник" берет его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары.

Игры на ориентировку в пространстве с точкой отсчета "от себя" и "от предметов"

"Кто правильно назовет"

Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

Оборудование: -

Содержание: В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

"Кто из детей стоит близко, а кто далеко?"

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета "от себя".

Оборудование: -

Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.

"Вратарь"

Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.

Оборудование: мяч

Содержание: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.

Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Игры на ориентировку в пространстве с помощью сохранных анализаторов

"Автогонки"

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и инерционная), темная повязка для глаз.

Содержание: ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок, рассматривая их отмечает цвет, размер, звук, издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.

Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения

"Найди игрушки"

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Оборудование: разные игрушки

Содержание: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать "подсказки" (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

"Разведчик"

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.

Оборудование: лист бумаги, карандаш

Содержание: Ребенку дается инструкция: "Ты - разведчик. Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни), запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)". Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.

"Скок-перескок"

Цель: развитие внимательности, умения ориентироваться, укрепление мускулатуры ног.

Оборудование: мел

Содержание: На игровой площадке чертят круг диаметром 15- 25 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30- 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий. Водящий говорит: "Перескок!". После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

"Автогонки"

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и инерционная), темная повязка для глаз.

Содержание: ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок рассматривая их отмечает цвет, размер, звук издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.

"Жмурки с колокольчиком"

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.

Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

Игры на ориентировку в микро-пространстве

"Художник"

Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

Оборудование: картинка - фон, предметные картинки.

Содержание: Рассказываем, ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.

"Волшебный сундучок"

Цель: закреплять навыки ориентировки в микро-пространстве, активизировать в речи детей слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".

Оборудование: "сундучок", мелкие игрушки

Содержание: ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки "рукава" и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает, где они находятся.

"Разноцветное путешествие"

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.

Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого - на лесной полянке, желтого - на песчаном пляже и т.д.).

"Бабочка"

Цель: закреплять умение ориентироваться на микро-плоскости, вызывать интерес к чтению, закреплять навыки чтения.

Оборудование: поле с буквами.

Содержание: ребенку предлагается поле с буквами. В центре поля бабочка. Ребенку говорится: Бабочка очень любит кушать сладкий нектар, перелетая с цветочка на цветочек. Сегодня бабочка пригласила тебя поиграть. На ее любимой полянке растут не обычные цветы. На каждом из них буква. Если ты будешь следить за ее полетом и вместе с ней собирать с цветов буквы, то узнаешь, какое слово она загадала. Далее педагог задает направление движения бабочки, а ребенок собирает с цветов буквы, выкладывает их на столе и читает получившееся слово. Затем педагог меняется ролями с ребенком. Теперь ребенок задает направление движения, а педагог выполняет это задание. Буквы можно менять в зависимости от загаданного слова.

"Путешествие по азбуке"

Цель: закреплять умение ориентироваться на микро-плоскости, формировать образы буквы и слова.

Оборудование: игровое поле с буквами

Содержание: ребенку говорим: Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по волшебной стране, где живут загадки, а азбука поможет тебе их разгадать. Если ты правильно соберешь все буквы, то сможешь узнать отгадку. Педагог загадывает загадку, а затем дается направление движения по игровому полю. Ребенок действует в соответствие с инструкцией, составляет слово - отгадку.

"Стрелоплан"

Цель: учить детей ориентировать на плоскости, закреплять понятие "право", "лево", активизировать в речи предлоги, стимулировать глазодвигательную функцию.

Оборудование: игровое пособие "Стрелоплан".

Содержание: дети прослеживают глазами указанное направление каждого героя, объясняют где в данный момент находится каждый герой.

"Найди место"

Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

Оборудование: цветные ленты, игрушки.

Содержание: на ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в дальнем левом углу, машинку - в середине, мишку - в ближнем правом углу и т.п.

Игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства

"Адресное бюро"

Цель: учить ориентироваться на карте города, располагать на плане объекты в соответствие с расположением реальных объектов.

Оборудование: карта города, фотографии достопримечательностей.

Содержание: дети по памяти располагают фотографии достопримечательностей на карту города.

"Астрономы"

Цель: закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микро-плоскости (фланелеграфе).

Оборудование: фланелеграф, схемы созвездий, звездочки, колпаки.

Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной, и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того, как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.

"Помоги Незнайке разложить учебные принадлежности"

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве по картинке - плану, в микро-пространстве, соотносить схематическое изображение предмета с реальным

Оборудование: картинка - план, учебные принадлежности.

Содержание: детям предлагается картинка - план со схематическим изображение учебных принадлежностей. Дети раскладывают реальные учебные принадлежности в соответствии с планом.

"Где Маша?"

Цель: закреплять умение соотносить реальное пространство с планом.

Оборудование: план

Содержание: Педагог рассказывает детям: Кукла Маша потерялась. Вот карта ее пути. Давайте найдем Машу и поможем ей вернуться домой.

Подготовили педагоги группы № 3:

Учитель-дефектолог (логопед)- Федулова Е.П.

Воспитатель -Кучеренко И.А.

Воспитатель-Адамюк О.А.

Музыкальный руководитель: Шохнина Л.А.

ФОТООТЧЕТ

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Материал подготовили

педагоги группы №3 «Морячок»:

учитель-дефектолог Федулова Е.П.,

воспитатели Адамюк О.А., Кучеренко И.А.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo