Группы

РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ДВУХМЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

12

апреля

2021

Развитие ориентировки в двухмерном пространстве имеет для дошкольников с ЗПР большое значение не только для развития пространственных отношений, но и способствует подготовке к овладению навыками письма, чтения, счета, школьной деятельности.

Дети с ЗПР имеют недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительно-моторной координации, что замедляет процесс формирования межанализаторных связей и препятствует ориентировки в двухмерном пространстве.

Цель данного направления: «Формирование восприятия, воспроизведение и самостоятельного отражения пространственных характеристик плоскостных объектов».

Задача:

  • Учить детей ориентироваться на чистом (пустом) листе бумаги (находить стороны, углы, верх, низ, право, лево);
  • Осваивать расположение плоскостных предметов на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, правый верхний угол, левый нижний угол и т.д.)
  • Учить располагать плоскостные фигурки – предметы на листе бумаги относительно друг друга.
  • Учить вычленять различно расположенные элементы плоскостной фигуры.
  • Учить копировать, анализировать, располагать в вертикальные и горизонтальные ряды.

Ориентировка в двухмерном пространстве начинается со знакомства с чистым листом бумаги в клеточку и освоения его сторон и углов и проводится в следующей последовательности:

1. Изучение плоскости листа.

На этом этапе дети с ЗПР сталкиваются с трудностью – непониманием того, что то, что раньше называлось далеко- близко, на листе называется верх-низ. Для решения этой задачи рассматривается (обследуется) сначала лист бумаги, расположенный вертикально, затем горизонтально, т.е. дети начинают понимать, что при изменении расположения листа изменяются и его свойства: право-лево, верхне-нижнее расположение углов и сторон плоскости листа.

2. Понимание пространственных отношений между объектами на листе.

Детям предлагают для рассматривания и обсуждения карточки-перевертыши: картинки изображаются так, чтобы их можно было узнать при переворачивании, и они были бы «вверх ногами» (педагог предлагает детям рассмотреть картинку и рассказать о расположении предметов: что находится вверху, внизу, в левом верхнем углу и т.д.).

Формирование умений ориентироваться в двухмерном пространстве у дошкольников происходит во всех разделах образовательного процесса при активном участии всех педагогов на занятиях: по РЭМП, развитию речи, изо-деятельности, музыкальной деятельности, а также на индивидуальных занятиях, в дидактических играх, в практической деятельности:

РЭМП – рассматривание демонстрационного материала и выполнение заданий с раздаточным материалом, математическо-графические диктанты, задания, игры, упражнения с использованием геометрических форм, игрушек, изображения на листе бумаги заданий педагога.

Развитие речи: рассматривание картин и описание изображенных на них объектах и пространственных отношений между ними (работа с карточками – выполнение индивидуальных, подгрупповых и коллективных заданий по речевой инструкции педагога и отчета детей о выполненном задании с целью формирования речевых конструкций, отражающих ориентировку в двухмерном пространстве.

Занятия по ИЗО: при выполнении рисунков, аппликаций, изображении и расположении форм и элементов в определенной части листа ( например, волнистых, прямых, прерывистых линий в горизонтальном или вертикальном направлении, геометрических форм в верхнем правом углу,  посередине, в левом нижнем углу и т.д.), а также дорисовывание  недостающих элементов (лучик солнца, лепесток цветка и т.д.), рисование по точкам и т.д.

Закрепление и практическое использование навыков и умений ориентировки в двухмерном пространстве проводится всеми педагогами в дидактических заданиях, упражнениях, играх на:

  • расположение предметов на листе бумаги по отношению друг к другу;
  • определение пространственных соотношений между предметами и их изображения (отражения) в двухмерном пространстве;
  • использование речевых конструкций, отражающих пространственные характеристики плоскостных объектов.

Для развития у дошкольников умений и навыков ориентировки в двухмерном пространстве можно использовать следующие дидактические задания, игры и упражнения при проведении которых используются различные плоскости: листы бумаги, карточки, столешницы, магнитные доски, фланелеграф и др.

Например:

  • «Покажи(те) середину (центр) листа, верхний правый угол, нижний левый(правый) угол; …»
  • «Что изображено? Что видите?» (на картине, пано, карточки; на верхней (нижней) стороне, левой (правой) стороне, в левом (правом) нижнем углу и т.д.)
  • «Кого встретит лиса? (заяц)», если она пойдет направо, налево, вверх, вниз, на лево вниз, налево вверх, направо вверх, направо вниз.
  • «Кто? (Что?) Где находится?» -I вариант игры. Это упражнение можно использовать при рассматривании картины (пано), как на занятиях, так и индивидуально.

Дети должны назвать (описать) речевыми конструкциями изображения на картине ( карточке, листе, и т.д.). Например: «Заяц выглядывает из-за дерева». «Заяц стоит. Спрятался за дерево.» «Заяц стоит за деревом».

«Лиса сидит посередине полянки». «Ёжик сидит справа от лисы». «На левой стороне полянки волчица играет с волчатами». И т.д.

II вариант игры. По словесной инструкции педагога дети располагают изображения (зайца, лисы, волка, ёжика) на плоскости листа бумаги.

  • «Назови соседей» - педагог показывает цифру 5, предлагает детям назвать соседей числа, какое число стоит справа от него, какое слева;

- на скамейке сидят щенок, лиса, заяц, медведь (используются карточки с изображением объектов или игрушек). Педагог предлагает детям назвать соседей зайца, лисы и т.д., добиваясь от детей развернутой и точной речевой конструкции: «Справа от зайца сидит лиса, слева- щенок», «Заяц сидит между лисой и щенком. Лиса сидит справа от зайца, а щенок – слева».

- На столе (блюдо, поднос, картинка) лежат фрукты: банан, апельсин, яблоко, груша. Дети определяют и называют местоположение фруктов: «Яблоко лежит между апельсином и грушей», «Справа от апельсина лежит яблоко», «Банан лежит слева от яблока» и т.д.

  • «Путешествие». Педагог предлагает детям по городу, парку, в лесу с использованием пано, магнитной доски, фланелеграфа, либо предметов-указателей для создания в групповой комнате обстановки леса, парка, города. В лесу дети встречают домик зайца, слева от него находят норку ёжика или лисы, справа – берлогу медведя и т.д.

Путешествуя по городу, дети останавливаются у школы, которая находится, если идти от детского сада впереди него, поликлиника, если пойти налево, библиотека, если свернуть направо и т.д.

В парке дети, гуляя по аллее, определяют расположение различных деревьев (справа, слева, впереди), цветов, кустов, аттракционов.

  • Д/упр. «Графический диктант». Педагог предлагает детям нарисовать:

- круг посередине листа;

- справа от круга нарисовать квадрат, а слева от круга – треугольник;

- над кругом нарисовать птичку (поставить галочку), в левом верхнем углу поставить одну точку, в правом – две точки и т.д.

  • Д/упр. «Расскажи про свой узор». Это упражнение можно использовать на занятиях по ИЗО (декоративное рисование, аппликация), РЭМП, развитие речи, в индивидуальной работе.

Педагог раздает детям картинки с узорами (блюдо, расписная тарелка, скатерть, коврик и т.д.) и предлагает детям рассказать (описать) узор. Например, «В центре (посередине) у меня изображен (нарисован)красный круг, справа от круга…, в правом верхнем углу - … и т.д.

Этот же прием можно использовать на занятиях по ИЗО, предложив детям рассказать о своей работе, рисунке или аппликации.

Развитию у дошкольников ориентировки в двухмерном пространстве способствуют выполнение заданий по расчерченному на клетки полю (лист бумаги, специально укрепленном полотне, расчерченном на клетки).

С обыгрыванием ситуации «Дима едет на машине», «Скачет по полю кузнечик» - дети, выполняя задания (действия) по речевой инструкции педагога, двигаясь по полю: мелкой игрушкой или фишкой выполняют различные ходы: две клеточки влево, одна -вниз; три клеточки вправо, одна – влево и т.д. Двигаясь по полю в конце фишка или игрушка должна остановиться в определенном месте, если задание ребёнок выполнил правильно: кузнечик нашел цветок, грибок, а Дима приехал на машине в детский сад.

Целенаправленная, комплексная, коррекционная работа всех педагогов по развитию ориентировки в двухмерном пространстве способствует формированию у дошкольников способов восприятия пространства, ориентировки и взаимодействия с окружающим миром.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Дунаева Зинаида Михайловна. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития : методическое пособие / З. М. Дунаева ; Ин-т коррекционной педагогики РАО. – Москва Советский спорт 2006.
  2. Семаго Н.Я. Формирование представлений о схеме тела. Дошкольный младший возраст. Демонстрационный материал. М., Айрис-пресс, 2006.
  3. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М., Айрс-пресс, 2007.

 

Материал подготовили педагоги группы № 3:

учитель-дефектолог (логопед) Федулова Е.П.

воспитатель Кучеренко И.А.

воспитатель Адамюк О.А.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Дидактические игры, направленные на ориентировку на плоскости
(ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве)

1. Дидактическая игра «Путешествие по морю»

Цель: развитие пространственных представлений детей, через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Игровая задача: управлять кораблем всем вместе.
Игровое правило: совершить путешествие по морю.
Игровое действие: перемещать штурвал «корабля».
Содержание. Воспитатель предлагает детям совершить путешествие по морю и сообщает, что корабль придется управлять всем вместе вручную. Воспитатель задает инструкцию: «Разместите штурвал в середину листа. Впереди огромные скалы, их надо оплыть, переведите штурвал в верхний правый угол. Навстречу нам движется другой корабль, переведем штурвал в нижний левый угол. К нам приближается огромная волна, переводим штурвал в нижний правый угол. Пересекаем прекрасный залив и переводим штурвал в верхний левый угол. Переходим на автоматическое управление, переводим штурвал в середину».

2. Дидактическая игра «Графический диктант»

Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Игровая задача: расколдовать волшебного персонажа.
Игровое правило: следовать инструкции взрослого.
Игровое действие: взаимодействовать с заколдованным персонажем.
Содержание. Воспитатель предлагает детям расколдовать волшебного персонажа и задаёт инструкцию: «Найдите пожалуйста точку и от точки проведите 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 7 вправо, 1 вверх, 1 влево, 8 вниз, 1 влево, 3 вверх, 5 влево, 3 вниз, 1 влево, 7 вверх, 3 влево, 3 вверх, соединить в начальной точке». Воспитатель спрашивает у детей, что у них получилось.

3. Дидактическая игра «Веселые фигуры»

Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Игровая задача: расселить геометрические фигуры.
Игровое правило: следовать инструкции взрослого.
Игровое действие: взаимодействовать с геометрическими фигурами.
Содержание. Воспитатель предлагает детям расселить геометрические фигуры на листе бумаги. Воспитатель задаёт инструкцию: «Вдоль верхней стороны листа слева на право провидите прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны – зеленым карандашом, вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом). В верхнем левом углу нарисуйте круг красного цвета (в нижнем левом углу – квадрат синего цвета, в верхнем правом – треугольник желтого цвета, в нижнем правом – прямоугольник зеленого цвета, в середине листа – оранжевый овал)».

4. Дидактическая игра «Незнайка ищет дом»

Цель: развитие пространственных представлений детей, через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на ограниченной плоскости (лист бумаги) и отражать в речи пространственное расположение.
Игровая задача: найти дом Незнайки.
Игровые правила: найти путь к дому в соответствии заданной инструкцией.
Игровые действия: взаимодействовать с Незнайкой.
Содержание. Воспитатель сообщает детям, что Незнайка потерялся и не может найти путь домой. Воспитатель сообщает, что адреса каждого из домов зашифрованы на схемах пути, путь к домику обозначен красной линией. Вот по ней то и нужно найти домик Незнайки, красные линии расположены в разных направлениях. Сначала воспитатель демонстрирует образец прохождения пути на своём примере. Затем просит провести красную линию по дорожке, согласно их схеме.

5. «В лесу»

Дидактическая задача: формирование пространственных представлений о положении предметов и объектов на фланелеграфе. Уточнение значений слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу.

Игровое правило: выкладывать картинки в соответствии с содержанием рассказа.

Материал: фланелеграф, изображение берёзы с зелёными листьями, гриб, солнце, облако, заяц, птица, ёжик, медвежонок, домик, ёлочка.

Ход игры. «Дети я вас приглашаю на прогулку в лес». Затем ставлю на фланелеграф изображение берёзы с зелёными листьями.

  • Как вы думаете, о каком времени года мы сейчас будем говорить?
  • Почему вы так думаете?
  • Каковы признаки лета?

В углу фланелеграфа выставляю гриб, солнце, облако, зайца, птицу. ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

  • Как вы думаете, что может находиться над деревом?

Выбираю ребёнка. Он выкладывает на фланелеграфе солнце, птицу, облако. Если он затрудняется, то помогаю ему.

  • Что вам это облако напоминает?
  • А что может находиться под деревом?

Другой ребёнок выкладывает гриб и зайца. Выставляю ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

  • Покажите правую руку, левую.
  • Расположите справа от дерева ёжика, а слева - медвежонка.
  • С какой стороны от дерева находится гриб, заяц?
  • Поставьте слева от дерева домик, а справа – ёлочку.
  • Назовите предметы, расположенные правее гриба, левее ёжика.

 6. «Динамические картинки»

Дидактическая задача: формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов.

Игровое правило: выкладывать картинки по заданию.

Материал: фланелеграф, изображение ёлка, берёзка, грибок, кустик, заяц, белка, ворона, ёж, домик.

Ход игры. На магнитной доске или фланелеграфе выставляю ёлку. Каждый ребёнок получает свою картинку: берёзку, грибок, кустик, зайца, белку, ворону, ежа, домик.

Ввожу детей в игровую ситуацию:

  • Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.

Дети располагают свои картинки по моему заданию.

  • Берёзка справа от ёлки.                                   
  • Ворона над ёлкой.
  • Заяц слева от ёлки.        
  • Лиса идёт к ёлке.
  • Куст под ёлкой.        
  • Ёжик идёт от ёлки.
  • Грибок под ёлкой.        
  • Домик за ёлкой.
  • Белка на ёлке.

В ходе игры даю дополнительные указания, пояснения.

 7. «Котята разбежались»

Дидактическая задача: закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости. Развивать внимание. Способствовать запоминанию понятий право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний.

Игровое правило: показать и сказать, где находится каждый котёнок.

Материал: фланелеграф, фигурки шести котят разного цвета.

Ход игры. На фланелеграфе размещены фигурки 3 – 4 котёнка разного цвета. В начале игры все они находятся на одном месте. Дети называют место расположения котят: например, в середине. Воспитатель говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где находится каждый котёнок. Например, «Красный котёнок сидит в правом верхнем углу, а оранжевый внизу слева» и так далее.

 8. "Художник"

Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

Оборудование: картинка - фон, предметные картинки.

Содержание: рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.

9. "Разноцветное путешествие"

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.

Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка, на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого - на лесной полянке, желтого - на песчаном пляже и т.д.).

10. "Бабочка"

Цель: закреплять умение ориентироваться на микро плоскости, вызывать интерес к чтению, закреплять навыки чтения.

Оборудование: поле с буквами.

Содержание: ребенку предлагается поле с буквами. В центре поля бабочка. Ребенку говорится: Бабочка очень любит кушать сладкий нектар, перелетая с цветочка на цветочек. Сегодня бабочка пригласила тебя поиграть. На ее любимой полянке растут не обычные цветы. На каждом из них буква. Если ты будешь следить за ее полетом и вместе с ней собирать с цветов буквы, то узнаешь, какое слово она загадала. Далее педагог задает направление движения бабочки, а ребенок собирает с цветов буквы, выкладывает их на столе и читает получившееся слово. Затем педагог меняется ролями с ребенком. Теперь ребенок задает направление движения, а педагог выполняет это задание. Буквы можно менять в зависимости от загаданного слова.

 11. "Путешествие по азбуке"

Цель: закреплять умение ориентироваться на микро плоскости, формировать образы буквы и слова.

Оборудование: игровое поле с буквами

Содержание: ребенку говорим, сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по волшебной стране, где живут загадки, а азбука поможет тебе их разгадать. Если ты правильно соберешь все буквы, то сможешь узнать отгадку. Педагог загадывает загадку, а затем дается направление движения по игровому полю. Ребенок действует в соответствие с инструкцией, составляет слово - отгадку.

12. "Стрелоплан"

Цель: учить детей ориентировать на плоскости, закреплять понятие "право", "лево", активизировать в речи предлоги, стимулировать глазодвигательную функцию.

Оборудование: игровое пособие "Стрелоплан".

Содержание: дети прослеживают глазами указанное направление каждого героя, объясняют где в данный момент находится каждый герой.

13. "Найди место"

Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

Оборудование: цветные ленты, игрушки.

Содержание: на ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в дальнем левом углу, машинку - в середине, мишку - в ближнем правом углу и т.п.

Игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства.

14. "Адресное бюро"

Цель: учить ориентироваться на карте города, располагать на плане объекты в соответствие с расположением реальных объектов.

Оборудование: карта города, фотографии достопримечательностей.

Содержание: дети по памяти располагают фотографии достопримечательностей на карту города.

news news news news news news news news news news news news news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo