Группы
РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ДВУХМЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
12
апреля
2021
Развитие ориентировки в двухмерном пространстве имеет для дошкольников с ЗПР большое значение не только для развития пространственных отношений, но и способствует подготовке к овладению навыками письма, чтения, счета, школьной деятельности.
Дети с ЗПР имеют недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительно-моторной координации, что замедляет процесс формирования межанализаторных связей и препятствует ориентировки в двухмерном пространстве.
Цель данного направления: «Формирование восприятия, воспроизведение и самостоятельного отражения пространственных характеристик плоскостных объектов».
Задача:
- Учить детей ориентироваться на чистом (пустом) листе бумаги (находить стороны, углы, верх, низ, право, лево);
- Осваивать расположение плоскостных предметов на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, правый верхний угол, левый нижний угол и т.д.)
- Учить располагать плоскостные фигурки – предметы на листе бумаги относительно друг друга.
- Учить вычленять различно расположенные элементы плоскостной фигуры.
- Учить копировать, анализировать, располагать в вертикальные и горизонтальные ряды.
Ориентировка в двухмерном пространстве начинается со знакомства с чистым листом бумаги в клеточку и освоения его сторон и углов и проводится в следующей последовательности:
1. Изучение плоскости листа.
На этом этапе дети с ЗПР сталкиваются с трудностью – непониманием того, что то, что раньше называлось далеко- близко, на листе называется верх-низ. Для решения этой задачи рассматривается (обследуется) сначала лист бумаги, расположенный вертикально, затем горизонтально, т.е. дети начинают понимать, что при изменении расположения листа изменяются и его свойства: право-лево, верхне-нижнее расположение углов и сторон плоскости листа.
2. Понимание пространственных отношений между объектами на листе.
Детям предлагают для рассматривания и обсуждения карточки-перевертыши: картинки изображаются так, чтобы их можно было узнать при переворачивании, и они были бы «вверх ногами» (педагог предлагает детям рассмотреть картинку и рассказать о расположении предметов: что находится вверху, внизу, в левом верхнем углу и т.д.).
Формирование умений ориентироваться в двухмерном пространстве у дошкольников происходит во всех разделах образовательного процесса при активном участии всех педагогов на занятиях: по РЭМП, развитию речи, изо-деятельности, музыкальной деятельности, а также на индивидуальных занятиях, в дидактических играх, в практической деятельности:
РЭМП – рассматривание демонстрационного материала и выполнение заданий с раздаточным материалом, математическо-графические диктанты, задания, игры, упражнения с использованием геометрических форм, игрушек, изображения на листе бумаги заданий педагога.
Развитие речи: рассматривание картин и описание изображенных на них объектах и пространственных отношений между ними (работа с карточками – выполнение индивидуальных, подгрупповых и коллективных заданий по речевой инструкции педагога и отчета детей о выполненном задании с целью формирования речевых конструкций, отражающих ориентировку в двухмерном пространстве.
Занятия по ИЗО: при выполнении рисунков, аппликаций, изображении и расположении форм и элементов в определенной части листа ( например, волнистых, прямых, прерывистых линий в горизонтальном или вертикальном направлении, геометрических форм в верхнем правом углу, посередине, в левом нижнем углу и т.д.), а также дорисовывание недостающих элементов (лучик солнца, лепесток цветка и т.д.), рисование по точкам и т.д.
Закрепление и практическое использование навыков и умений ориентировки в двухмерном пространстве проводится всеми педагогами в дидактических заданиях, упражнениях, играх на:
- расположение предметов на листе бумаги по отношению друг к другу;
- определение пространственных соотношений между предметами и их изображения (отражения) в двухмерном пространстве;
- использование речевых конструкций, отражающих пространственные характеристики плоскостных объектов.
Для развития у дошкольников умений и навыков ориентировки в двухмерном пространстве можно использовать следующие дидактические задания, игры и упражнения при проведении которых используются различные плоскости: листы бумаги, карточки, столешницы, магнитные доски, фланелеграф и др.
Например:
- «Покажи(те) середину (центр) листа, верхний правый угол, нижний левый(правый) угол; …»
- «Что изображено? Что видите?» (на картине, пано, карточки; на верхней (нижней) стороне, левой (правой) стороне, в левом (правом) нижнем углу и т.д.)
- «Кого встретит лиса? (заяц)», если она пойдет направо, налево, вверх, вниз, на лево вниз, налево вверх, направо вверх, направо вниз.
- «Кто? (Что?) Где находится?» -I вариант игры. Это упражнение можно использовать при рассматривании картины (пано), как на занятиях, так и индивидуально.
Дети должны назвать (описать) речевыми конструкциями изображения на картине ( карточке, листе, и т.д.). Например: «Заяц выглядывает из-за дерева». «Заяц стоит. Спрятался за дерево.» «Заяц стоит за деревом».
«Лиса сидит посередине полянки». «Ёжик сидит справа от лисы». «На левой стороне полянки волчица играет с волчатами». И т.д.
II вариант игры. По словесной инструкции педагога дети располагают изображения (зайца, лисы, волка, ёжика) на плоскости листа бумаги.
- «Назови соседей» - педагог показывает цифру 5, предлагает детям назвать соседей числа, какое число стоит справа от него, какое слева;
- на скамейке сидят щенок, лиса, заяц, медведь (используются карточки с изображением объектов или игрушек). Педагог предлагает детям назвать соседей зайца, лисы и т.д., добиваясь от детей развернутой и точной речевой конструкции: «Справа от зайца сидит лиса, слева- щенок», «Заяц сидит между лисой и щенком. Лиса сидит справа от зайца, а щенок – слева».
- На столе (блюдо, поднос, картинка) лежат фрукты: банан, апельсин, яблоко, груша. Дети определяют и называют местоположение фруктов: «Яблоко лежит между апельсином и грушей», «Справа от апельсина лежит яблоко», «Банан лежит слева от яблока» и т.д.
- «Путешествие». Педагог предлагает детям по городу, парку, в лесу с использованием пано, магнитной доски, фланелеграфа, либо предметов-указателей для создания в групповой комнате обстановки леса, парка, города. В лесу дети встречают домик зайца, слева от него находят норку ёжика или лисы, справа – берлогу медведя и т.д.
Путешествуя по городу, дети останавливаются у школы, которая находится, если идти от детского сада впереди него, поликлиника, если пойти налево, библиотека, если свернуть направо и т.д.
В парке дети, гуляя по аллее, определяют расположение различных деревьев (справа, слева, впереди), цветов, кустов, аттракционов.
- Д/упр. «Графический диктант». Педагог предлагает детям нарисовать:
- круг посередине листа;
- справа от круга нарисовать квадрат, а слева от круга – треугольник;
- над кругом нарисовать птичку (поставить галочку), в левом верхнем углу поставить одну точку, в правом – две точки и т.д.
- Д/упр. «Расскажи про свой узор». Это упражнение можно использовать на занятиях по ИЗО (декоративное рисование, аппликация), РЭМП, развитие речи, в индивидуальной работе.
Педагог раздает детям картинки с узорами (блюдо, расписная тарелка, скатерть, коврик и т.д.) и предлагает детям рассказать (описать) узор. Например, «В центре (посередине) у меня изображен (нарисован)красный круг, справа от круга…, в правом верхнем углу - … и т.д.
Этот же прием можно использовать на занятиях по ИЗО, предложив детям рассказать о своей работе, рисунке или аппликации.
Развитию у дошкольников ориентировки в двухмерном пространстве способствуют выполнение заданий по расчерченному на клетки полю (лист бумаги, специально укрепленном полотне, расчерченном на клетки).
С обыгрыванием ситуации «Дима едет на машине», «Скачет по полю кузнечик» - дети, выполняя задания (действия) по речевой инструкции педагога, двигаясь по полю: мелкой игрушкой или фишкой выполняют различные ходы: две клеточки влево, одна -вниз; три клеточки вправо, одна – влево и т.д. Двигаясь по полю в конце фишка или игрушка должна остановиться в определенном месте, если задание ребёнок выполнил правильно: кузнечик нашел цветок, грибок, а Дима приехал на машине в детский сад.
Целенаправленная, комплексная, коррекционная работа всех педагогов по развитию ориентировки в двухмерном пространстве способствует формированию у дошкольников способов восприятия пространства, ориентировки и взаимодействия с окружающим миром.
ЛИТЕРАТУРА:
- Дунаева Зинаида Михайловна. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития : методическое пособие / З. М. Дунаева ; Ин-т коррекционной педагогики РАО. – Москва Советский спорт 2006.
- Семаго Н.Я. Формирование представлений о схеме тела. Дошкольный младший возраст. Демонстрационный материал. М., Айрис-пресс, 2006.
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М., Айрс-пресс, 2007.
Материал подготовили педагоги группы № 3:
учитель-дефектолог (логопед) Федулова Е.П.
воспитатель Кучеренко И.А.
воспитатель Адамюк О.А.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Дидактические игры, направленные на ориентировку на плоскости
(ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве)
1. Дидактическая игра «Путешествие по морю»
Цель: развитие пространственных представлений детей, через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Игровая задача: управлять кораблем всем вместе.
Игровое правило: совершить путешествие по морю.
Игровое действие: перемещать штурвал «корабля».
Содержание. Воспитатель предлагает детям совершить путешествие по морю и сообщает, что корабль придется управлять всем вместе вручную. Воспитатель задает инструкцию: «Разместите штурвал в середину листа. Впереди огромные скалы, их надо оплыть, переведите штурвал в верхний правый угол. Навстречу нам движется другой корабль, переведем штурвал в нижний левый угол. К нам приближается огромная волна, переводим штурвал в нижний правый угол. Пересекаем прекрасный залив и переводим штурвал в верхний левый угол. Переходим на автоматическое управление, переводим штурвал в середину».
2. Дидактическая игра «Графический диктант»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Игровая задача: расколдовать волшебного персонажа.
Игровое правило: следовать инструкции взрослого.
Игровое действие: взаимодействовать с заколдованным персонажем.
Содержание. Воспитатель предлагает детям расколдовать волшебного персонажа и задаёт инструкцию: «Найдите пожалуйста точку и от точки проведите 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 7 вправо, 1 вверх, 1 влево, 8 вниз, 1 влево, 3 вверх, 5 влево, 3 вниз, 1 влево, 7 вверх, 3 влево, 3 вверх, соединить в начальной точке». Воспитатель спрашивает у детей, что у них получилось.
3. Дидактическая игра «Веселые фигуры»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Игровая задача: расселить геометрические фигуры.
Игровое правило: следовать инструкции взрослого.
Игровое действие: взаимодействовать с геометрическими фигурами.
Содержание. Воспитатель предлагает детям расселить геометрические фигуры на листе бумаги. Воспитатель задаёт инструкцию: «Вдоль верхней стороны листа слева на право провидите прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны – зеленым карандашом, вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом). В верхнем левом углу нарисуйте круг красного цвета (в нижнем левом углу – квадрат синего цвета, в верхнем правом – треугольник желтого цвета, в нижнем правом – прямоугольник зеленого цвета, в середине листа – оранжевый овал)».
4. Дидактическая игра «Незнайка ищет дом»
Цель: развитие пространственных представлений детей, через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на ограниченной плоскости (лист бумаги) и отражать в речи пространственное расположение.
Игровая задача: найти дом Незнайки.
Игровые правила: найти путь к дому в соответствии заданной инструкцией.
Игровые действия: взаимодействовать с Незнайкой.
Содержание. Воспитатель сообщает детям, что Незнайка потерялся и не может найти путь домой. Воспитатель сообщает, что адреса каждого из домов зашифрованы на схемах пути, путь к домику обозначен красной линией. Вот по ней то и нужно найти домик Незнайки, красные линии расположены в разных направлениях. Сначала воспитатель демонстрирует образец прохождения пути на своём примере. Затем просит провести красную линию по дорожке, согласно их схеме.
5. «В лесу»
Дидактическая задача: формирование пространственных представлений о положении предметов и объектов на фланелеграфе. Уточнение значений слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу.
Игровое правило: выкладывать картинки в соответствии с содержанием рассказа.
Материал: фланелеграф, изображение берёзы с зелёными листьями, гриб, солнце, облако, заяц, птица, ёжик, медвежонок, домик, ёлочка.
Ход игры. «Дети я вас приглашаю на прогулку в лес». Затем ставлю на фланелеграф изображение берёзы с зелёными листьями.
- Как вы думаете, о каком времени года мы сейчас будем говорить?
- Почему вы так думаете?
- Каковы признаки лета?
В углу фланелеграфа выставляю гриб, солнце, облако, зайца, птицу. ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.
- Как вы думаете, что может находиться над деревом?
Выбираю ребёнка. Он выкладывает на фланелеграфе солнце, птицу, облако. Если он затрудняется, то помогаю ему.
- Что вам это облако напоминает?
- А что может находиться под деревом?
Другой ребёнок выкладывает гриб и зайца. Выставляю ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.
- Покажите правую руку, левую.
- Расположите справа от дерева ёжика, а слева - медвежонка.
- С какой стороны от дерева находится гриб, заяц?
- Поставьте слева от дерева домик, а справа – ёлочку.
- Назовите предметы, расположенные правее гриба, левее ёжика.
6. «Динамические картинки»
Дидактическая задача: формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов.
Игровое правило: выкладывать картинки по заданию.
Материал: фланелеграф, изображение ёлка, берёзка, грибок, кустик, заяц, белка, ворона, ёж, домик.
Ход игры. На магнитной доске или фланелеграфе выставляю ёлку. Каждый ребёнок получает свою картинку: берёзку, грибок, кустик, зайца, белку, ворону, ежа, домик.
Ввожу детей в игровую ситуацию:
- Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.
Дети располагают свои картинки по моему заданию.
- Берёзка справа от ёлки.
- Ворона над ёлкой.
- Заяц слева от ёлки.
- Лиса идёт к ёлке.
- Куст под ёлкой.
- Ёжик идёт от ёлки.
- Грибок под ёлкой.
- Домик за ёлкой.
- Белка на ёлке.
В ходе игры даю дополнительные указания, пояснения.
7. «Котята разбежались»
Дидактическая задача: закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости. Развивать внимание. Способствовать запоминанию понятий право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний.
Игровое правило: показать и сказать, где находится каждый котёнок.
Материал: фланелеграф, фигурки шести котят разного цвета.
Ход игры. На фланелеграфе размещены фигурки 3 – 4 котёнка разного цвета. В начале игры все они находятся на одном месте. Дети называют место расположения котят: например, в середине. Воспитатель говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где находится каждый котёнок. Например, «Красный котёнок сидит в правом верхнем углу, а оранжевый внизу слева» и так далее.
8. "Художник"
Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.
Оборудование: картинка - фон, предметные картинки.
Содержание: рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.
9. "Разноцветное путешествие"
Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.
Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.
Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка, на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого - на лесной полянке, желтого - на песчаном пляже и т.д.).
10. "Бабочка"
Цель: закреплять умение ориентироваться на микро плоскости, вызывать интерес к чтению, закреплять навыки чтения.
Оборудование: поле с буквами.
Содержание: ребенку предлагается поле с буквами. В центре поля бабочка. Ребенку говорится: Бабочка очень любит кушать сладкий нектар, перелетая с цветочка на цветочек. Сегодня бабочка пригласила тебя поиграть. На ее любимой полянке растут не обычные цветы. На каждом из них буква. Если ты будешь следить за ее полетом и вместе с ней собирать с цветов буквы, то узнаешь, какое слово она загадала. Далее педагог задает направление движения бабочки, а ребенок собирает с цветов буквы, выкладывает их на столе и читает получившееся слово. Затем педагог меняется ролями с ребенком. Теперь ребенок задает направление движения, а педагог выполняет это задание. Буквы можно менять в зависимости от загаданного слова.
11. "Путешествие по азбуке"
Цель: закреплять умение ориентироваться на микро плоскости, формировать образы буквы и слова.
Оборудование: игровое поле с буквами
Содержание: ребенку говорим, сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по волшебной стране, где живут загадки, а азбука поможет тебе их разгадать. Если ты правильно соберешь все буквы, то сможешь узнать отгадку. Педагог загадывает загадку, а затем дается направление движения по игровому полю. Ребенок действует в соответствие с инструкцией, составляет слово - отгадку.
12. "Стрелоплан"
Цель: учить детей ориентировать на плоскости, закреплять понятие "право", "лево", активизировать в речи предлоги, стимулировать глазодвигательную функцию.
Оборудование: игровое пособие "Стрелоплан".
Содержание: дети прослеживают глазами указанное направление каждого героя, объясняют где в данный момент находится каждый герой.
13. "Найди место"
Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.
Оборудование: цветные ленты, игрушки.
Содержание: на ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в дальнем левом углу, машинку - в середине, мишку - в ближнем правом углу и т.п.
Игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства.
14. "Адресное бюро"
Цель: учить ориентироваться на карте города, располагать на плане объекты в соответствие с расположением реальных объектов.
Оборудование: карта города, фотографии достопримечательностей.
Содержание: дети по памяти располагают фотографии достопримечательностей на карту города.