Группы
Развитие речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)
24
октября
2022
Дошкольный возраст от 3-х до 7-ми лет является важным и определяющим этапом в развитии активной речи.
Развитие активной речи обусловлено тремя этапами:
- своевременное формирование звукопроизношения;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие фразеологической речи, в основе которой лежит овладение навыками планирования речевого высказывания.
Развитие речи у дошкольников можно условно разделить по следующим направлениям:
- Формирование звуковой культуры речи;
- Активизация словарного запаса;
- Формирование грамматического строя речи;
- Развитие связной речи;
- Развитие образной речи.
Каждое из этих направлений имеет свои особенности, решаются определенными задачами с помощью различных методов и приёмов.
- ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
Особенности формирования звуковой культуры речи.
У детей с ЗПР:
- нарушена звуко - произносительная сторона речи;
- отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи.
Причинами таких нарушений являются:
- недоразвитие слухового аппарата;
- недоразвитие фонематического слуха;
- вялость, неподвижность, скованность артикуляционного аппарата.
Как следствие у детей возникают трудности:
- неправильное произношение звуков;
- в дифференциации звуков и овладении звуко-буквенным анализом;
- неспособность правильно произносить свистящие и шипящие звуки; глухие – звонкие; мягкие – твердые звуки; смешивание или замещение их.
Задачи по формированию звуковой культуры речи можно разделить на:
а). пред посылочные:
- Развитие речевого слуха;
- Развитие речевого дыхания;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Развитие речевого аппарата;
- Развитие моторики речевого аппарата.
б) основные:
- Формирование правильного звукопроизношения;
- Формирование дикции;
- Формирование выразительной речи;
- Воспитание орфоэпической речи;
- Воспитание культуры речевого общения (тон речи, навыки поведения во время общения).
Для решения задач по формированию культуры речи используются следующие методы и приёмы:
- игры и упражнения на развитие слуховых анализаторов, дыхания;
- сравнивание двух звуков;
- рифмование фраз;
- речевки, стихотворения;
- игры – инсценировки;
- проговаривание (хоровое и индивидуальное);
- схемы, таблицы, наглядный материал.
II. АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.
Особенности развития словарного запаса.
У детей с ЗПР:
- Ограничен и скуден словарный запас.
- В речи используются в основном существительные и глаголы.
- Переход слов из массивного словаря в активный происходит очень медленно и с трудом.
- Отмечается неточность употребления слов, не знают многих слов абстрактного значения.
Задачи:
- Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми раннее неизвестных слов, а также новых значений слов уже имеющихся в их лексиконе.
- Уточнение и закрепление словаря, т.е. работа над усвоением смысла слов, правильным их употреблением, расширением запасом синонимов, антонимов, работа над многозначными словами.
- Активизация словаря: научить ребенка свободно пользоваться лексикой для выражения своих мыслей.
- Устранение нелитературных слов.
Методы словарной работы:
- Наблюдение, экскурсии: накопление объема содержания лексических значений через ознакомление с окружающим миром, социальным окружением, природой.
- Рассматривание иллюстраций, картин, предметов.
- Чтение художественной литературы.
- Просмотр фильмов, презентаций.
- Дидактические игры, лексические упражнения.
Приёмы словарной работы:
- Речевой образец.
- Проговаривание хором, индивидуально.
- Включение слов в фразу, предложение.
III. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
Особенности развития у детей с ЗПР:
- Формирование грамматического строя речи у детей с ЗПР происходит сложнее, чем формирование словаря. Т.к. грамматика более абстрактна;
- Усвоение грамматических форм (словообразование, словоизменение, типы предложений) очень замедленное.
- Ошибки: в употреблении предлогов, согласовании существительных с прилагательными и глаголами, словообразование новых слов с помощью суффиксов и приставок носят устойчивый характер.
Задачи:
- Создание благоприятной речевой среды.
- Специальное обучение трудным речевым формам.
- Формирование грамматических навыков в повседневной жизни в речевом общении.
- Исправление грамматических ошибок.
С целью решения поставленных задач используются:
Методы:
- Специальные грамматические упражнения;
- Рассказывание и пересказывание художественных произведений;
- Дидактические игры;
- Игры-драматизации.
Приёмы:
- Образец правильной речи;
- Объяснение, указание;
- Сравнивание двух грамматических форм;
- Хоровое проговаривание;
- Подсказка новой формы;
- Исправление ошибок;
- Привлечение детей к исправлению (педагог ошибается, ребенок исправляет).
IV. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Связная речь – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Общение осуществляется в форме диалога (беседа двух или нескольких лиц) и монолога (связная речь одного лица).
Дошкольники с ЗПР имеют особенности развития связной речи:
- Развитие связной речи происходит очень медленно. Легкой для усвоения таких детей является ситуативная речь с опорой на наглядность, конкретную ситуацию и сводится к скудным речевым проявлениям.
- Речь характеризуется непроизвольностью и несознательностью высказывания, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.
Задачи, методы и приёмы диалогической и монологической речи имеют как сходства, так и отличия, поэтому разберем их отдельно.
Развитие диалогической речи направлено на овладение детьми речевых умений при общении.
Задачи обучения диалогической речи:
- Формирование навыков и умений слушать и понимать обращенную речь, вступать в общение, поддерживать его;
- Формирование навыков и умений речевого этикета, культуры общения.
Методы обучения диалогической речи:
- Разговоры педагога с детьми могут быть индивидуальными, коллективными, преднамеренными (специально организованные с определенной педагогической целью).
Такие разговоры планируются с определенной темой, целью, вопросами, содержанием и определяются программой. Разговор может быть о самом ребенке, о предметах и игрушках, о книгах, о жизни в детском саду, и т.д. согласно тематическому плану.
- Беседа может быть: а) вводной частью к предстоящей деятельности; б) сопровождающей к приобретению нового опыта (наблюдения, экскурсии, рассматривание.); в) обобщающая с целью уточнения, расширения, систематизирования опыта детей.
Приёмы:
- Показ картины, иллюстраций, предметов;
- Чтение стихов, выставки книг, отгадывание загадок;
- Игровые ситуации;
- Технические средства обучения.
Развитие монологической речи.
Монологическая речь – это связное логически последовательное высказывание.
Задачи:
- Развивать умение раскрывать тему и основную мысль высказывания
- Формировать элементарные представления о связях между предложениями и структурными частями текста.
Монологическая речь бывает двух типов:
- Пересказ;
- Рассказ (самостоятельный, об игрушках, предметах, явлениях, с опорой на схему, по картинам, из опыта, творческие)
Приёмы обучения:
- Совместное рассказывание: взрослый начинает фразу, а ребенок продолжает;
- Образец рассказа – должен быть кратким, образным, описанием предмета, события, явления;
- План рассказа: обсуждается с детьми тема, содержание и последовательность;
- Коллективное составление рассказа;
- Моделирование (по схеме, которая отражает структурные элементы рассказа);
- Обсуждение и оценка рассказов.
V. РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ.
У детей с ЗПР отмечаются следующие особенности в развитии образной речи.
Дети слушают внимательно короткие, несложные рассказы, но быстро их забывают.
Понимают общий смысл, но с трудом устанавливают простые причинно-следственные связи.
Часто не понимают героев, не улавливают подтекст.
Задачи:
- Воспитывать интерес к художественной литературе.
- Развивать способности воспринимать, анализировать содержание и форму художественного произведения, героев, язык произведения, специфические особенности, образность, точность.
- Формировать способности к художественно – речевой и театральной деятельности.
Критерии отбора художественной литературы:
- идейная направленность, воспитательная ценность;
- смысловая доступность по возрасту;
- лексическая сложность текстов;
- сюжетная занимательность.
В круг детского чтения(отбор) входят:
- произведения народного творчества;
- русские и зарубежные классики;
- современные авторы.
Методы работы с художественной литературой:
- Чтение, рассказывание произведения педагогом;
- Заучивание наизусть;
- Инсценирование произведения;
- Просмотр фильмов.
Формы работы:
- Занятия.
- Вне занятий: работа в книжном уголке, посещение библиотеки, вечера, досуги, посещение театра, самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.
В дошкольной педагогике создана система по развитию речи, которая закладывает основы для формирования грамотной, культурной речи.
Немаловажное значение в развитии речи имеют музыкальные занятия. Этот процесс происходит наиболее активно, так как ребята поют, развивая не только голосовой, но и речевой аппарат — они учатся четко произносить слоги и слова, для того чтобы песня звучала красиво. Кроме того, дети учатся высказывать свое отношение к разным жанрам музыки, выражают свои впечатления от песен и мелодий, учатся давать характеристику звукам: тихо — громко, медленно — быстро, весело — грустно и т. д.
Развитие речи ребенка посредством музыкальных занятий в ДОУ происходит ежедневно, главным образом, при непосредственной образовательной деятельности (НОД).
НОД по направлению ≪Музыка≫ включает в себя:
- пение
- слушание музыки
- музыкально-ритмические движения
- музицирование
- танец, игра
Пение:
Дети узнают новые слова, учатся произносить четче уже знакомые, учатся петь в коллективе. Кроме того, в процессе пения улучшается дикция и артикуляция.
Слушание музыки:
Обогащение словарного запаса, дети слышат, как поют на записи другие дети и взрослые и учатся повторять за ними, подпевают. Кроме того, ребята учатся выражать свои мысли, эмоции и представления о прослушиваемой композиции.
Музыкально-ритмические движения:
Дети повторяют за воспитателем задание упражнения или игры, соотнося уже свои собственные слова и движения.
Музицирование:
Способствует развитию ритмичности, мелодичности речи, так как дети проговаривают слова или отдельные звуки в такт воспроизводимой мелодии.
Игра, танец:
Способствуют развитию коммуникативных способностей, способности взаимодействовать с другими детьми, договариваться, развивается воображение, способности звукоподражания.
Также при реализации непосредственной образовательной деятельности используются лого ритмика и фоно ритмика — это системы методов и приемов, способствующих развитию речи.
Лого ритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова (звука), направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Занятия лого ритмикой могут включать в себя не только рече двигательные упражнения (пальчиковую гимнастику, попевки и чистоговорки), но и релаксационные методы (массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, коммуникативные игры), а также хоро-
воды, мимические упражнения, упражнения в разных видах ходьбы и бега.
Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов).
Таким образом, в направлении ≪Музыка≫ есть множество средств и методов для развития речи дошкольников.
Успешное преодоление недостатков речи у дошкольников с ЗПР возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива ДОУ. Тесная взаимосвязь логопеда, дефектолога, воспитателей, музыкального руководителя возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы, разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. Важно, чтобы все педагоги ДОУ одновременно каждый на своем занятии решали задачи коррекционно-развивающего обучения. Только в этом случае коррекция недостатков речевого развития у дошкольников с ЗПР может осуществляться в системе.
Литература:
- Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР. - М., 2007. - 80 с.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985. - 247 с.
- Жаренкова Г.И. Действия детей с ЗПР по образцу и словесной инструкции // Дефектология. - 1972. - №4. - С.10-12.
- Лалаева Р.И. Нарушения речи у детей с задержкой психического развития. - СПб., 1992. - 88с.
- Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития. //Дефектология. - 1990. - №6. - С.10-18.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М., 1993. - 198 с.
- Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. - Минск, 1989. - 64с.
- ФГОС ДО. URL: https://porogoosh.edusite.ru/p74aa1.html
- Занятие Фроловой А. А. URL: https://infourok.ru/plan-konspekt-razvitie-rechi-doshkolnika-cherez-raznie-vidi-muzikalnoy-deyatelnosti‑3719888.html
- Теория обучения и воспитания, Конспект лекций, Калацкая Н. Н., 2014.
Подготовили:
Учитель-дефектолог: Е. П. Федулова
Воспитатели: И. А. Кучеренко
О.А. Адамюк
Музыкальный руководитель: Л.А. Шохнина