Группы

Развитие речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)

24

октября

2022

Дошкольный возраст от 3-х до 7-ми лет является важным и определяющим этапом в развитии активной речи.

Развитие активной речи обусловлено тремя этапами:

  • своевременное формирование звукопроизношения;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие фразеологической речи, в основе которой лежит овладение навыками планирования речевого высказывания.

Развитие речи у дошкольников можно условно разделить по следующим направлениям:

  1. Формирование звуковой культуры речи;
  2. Активизация словарного запаса;
  3. Формирование грамматического строя речи;
  4. Развитие связной речи;
  5. Развитие образной речи.

Каждое из этих направлений имеет свои особенности, решаются определенными задачами с помощью различных методов и приёмов.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

Особенности формирования звуковой культуры речи.

У детей с ЗПР:                                                                                                    

  • нарушена звуко - произносительная сторона речи;
  • отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи.

Причинами таких нарушений являются:

  • недоразвитие слухового аппарата;
  • недоразвитие фонематического слуха;
  • вялость, неподвижность, скованность артикуляционного аппарата.

Как следствие у детей возникают трудности:

  • неправильное произношение звуков;
  • в дифференциации звуков и овладении звуко-буквенным анализом;
  • неспособность правильно произносить свистящие и шипящие звуки; глухие – звонкие; мягкие – твердые звуки; смешивание или замещение их.

Задачи по формированию звуковой культуры речи можно разделить на:

а). пред посылочные:

  • Развитие речевого слуха;
  • Развитие речевого дыхания;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Развитие речевого аппарата;
  • Развитие моторики речевого аппарата.

б) основные:

  • Формирование правильного звукопроизношения;
  • Формирование дикции;
  • Формирование выразительной речи;
  • Воспитание орфоэпической речи;
  • Воспитание культуры речевого общения (тон речи, навыки поведения во время общения).

Для решения задач по формированию культуры речи используются следующие методы и приёмы:

  • игры и упражнения на развитие слуховых анализаторов, дыхания;
  • сравнивание двух звуков;
  • рифмование фраз;
  • речевки, стихотворения;
  • игры – инсценировки;
  • проговаривание (хоровое и индивидуальное);
  • схемы, таблицы, наглядный материал.

        II. АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.

Особенности развития словарного запаса.

У детей с ЗПР:

  1. Ограничен и скуден словарный запас.
  2. В речи используются в основном существительные и глаголы.
  3. Переход слов из массивного словаря в активный происходит очень медленно и с трудом.
  4. Отмечается неточность употребления слов, не знают многих слов абстрактного значения.

Задачи:

  • Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми раннее неизвестных слов, а также новых значений слов уже имеющихся в их лексиконе.
  • Уточнение и закрепление словаря, т.е. работа над усвоением смысла слов, правильным их употреблением, расширением запасом синонимов, антонимов, работа над многозначными словами.
  • Активизация словаря: научить ребенка свободно пользоваться лексикой для выражения своих мыслей.
  • Устранение нелитературных слов.

    Методы словарной работы:

  • Наблюдение, экскурсии: накопление объема содержания лексических значений через ознакомление с окружающим миром, социальным окружением, природой.
  • Рассматривание иллюстраций, картин, предметов.
  • Чтение художественной литературы.
  • Просмотр фильмов, презентаций.
  • Дидактические игры, лексические упражнения.

Приёмы словарной работы:

  • Речевой образец.
  • Проговаривание хором, индивидуально.
  • Включение слов в фразу, предложение.

      III. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

Особенности развития у детей с ЗПР:

  1. Формирование грамматического строя речи у детей с ЗПР происходит сложнее, чем формирование словаря. Т.к. грамматика более абстрактна;
  2. Усвоение грамматических форм (словообразование, словоизменение, типы предложений) очень замедленное.
  3. Ошибки: в употреблении предлогов, согласовании существительных с прилагательными и глаголами, словообразование новых слов с помощью суффиксов и приставок носят устойчивый характер.

Задачи:

  • Создание благоприятной речевой среды.
  • Специальное обучение трудным речевым формам.
  • Формирование грамматических навыков в повседневной жизни в речевом общении.
  • Исправление грамматических ошибок.

С целью решения поставленных задач используются:

Методы:

  • Специальные грамматические упражнения;
  • Рассказывание и пересказывание художественных произведений;
  • Дидактические игры;
  • Игры-драматизации.

Приёмы:

  • Образец правильной речи;
  • Объяснение, указание;
  • Сравнивание двух грамматических форм;
  • Хоровое проговаривание;
  • Подсказка новой формы;
  • Исправление ошибок;
  • Привлечение детей к исправлению (педагог ошибается, ребенок исправляет).

       IV. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Связная речь – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Общение осуществляется в форме диалога (беседа двух или нескольких лиц) и монолога (связная речь одного лица).

Дошкольники с ЗПР имеют особенности развития связной речи:

  1. Развитие связной речи происходит очень медленно. Легкой для усвоения таких детей является ситуативная речь с опорой на наглядность, конкретную ситуацию и сводится к скудным речевым проявлениям.
  2. Речь характеризуется непроизвольностью и несознательностью высказывания, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.

Задачи, методы и приёмы диалогической и монологической речи имеют как сходства, так и отличия, поэтому разберем их отдельно.

Развитие диалогической речи направлено на овладение детьми речевых умений при общении.

Задачи обучения диалогической речи:

  • Формирование навыков и умений слушать и понимать обращенную речь, вступать в общение, поддерживать его;
  • Формирование навыков и умений речевого этикета, культуры общения.

Методы обучения диалогической речи:

  • Разговоры педагога с детьми могут быть индивидуальными, коллективными, преднамеренными (специально организованные с определенной педагогической целью).

Такие разговоры планируются с определенной темой, целью, вопросами, содержанием и определяются программой. Разговор может быть о самом ребенке, о предметах и игрушках, о книгах, о жизни в детском саду, и т.д. согласно тематическому плану.

  • Беседа может быть: а) вводной частью к предстоящей деятельности; б) сопровождающей к приобретению нового опыта (наблюдения, экскурсии, рассматривание.); в) обобщающая с целью уточнения, расширения, систематизирования опыта детей.

Приёмы:

  • Показ картины, иллюстраций, предметов;
  • Чтение стихов, выставки книг, отгадывание загадок;
  • Игровые ситуации;
  • Технические средства обучения.

Развитие монологической речи.

Монологическая речь – это связное логически последовательное высказывание.

Задачи:

  • Развивать умение раскрывать тему и основную мысль высказывания
  • Формировать элементарные представления о связях между предложениями и структурными частями текста.

Монологическая речь бывает двух типов:

  1. Пересказ;
  2. Рассказ (самостоятельный, об игрушках, предметах, явлениях, с опорой на схему, по картинам, из опыта, творческие)

Приёмы обучения:

  • Совместное рассказывание: взрослый начинает фразу, а ребенок продолжает;
  • Образец рассказа – должен быть кратким, образным, описанием предмета, события, явления;
  • План рассказа: обсуждается с детьми тема, содержание и последовательность;
  • Коллективное составление рассказа;
  • Моделирование (по схеме, которая отражает структурные элементы рассказа);
  • Обсуждение и оценка рассказов.

       V. РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ.

У детей с ЗПР отмечаются следующие особенности в развитии образной речи.

Дети слушают внимательно короткие, несложные рассказы, но быстро их забывают.

Понимают общий смысл, но с трудом устанавливают простые причинно-следственные связи.

Часто не понимают героев, не улавливают подтекст.

Задачи:

  • Воспитывать интерес к художественной литературе.
  • Развивать способности воспринимать, анализировать содержание и форму художественного произведения, героев, язык произведения, специфические особенности, образность, точность.
  • Формировать способности к художественно – речевой и театральной деятельности.

Критерии отбора художественной литературы:

  • идейная направленность, воспитательная ценность;
  • смысловая доступность по возрасту;
  • лексическая сложность текстов;
  • сюжетная занимательность.

В круг детского чтения(отбор) входят:

  • произведения народного творчества;
  • русские и зарубежные классики;
  • современные авторы.

Методы работы с художественной литературой:

  • Чтение, рассказывание произведения педагогом;
  • Заучивание наизусть;
  • Инсценирование произведения;
  • Просмотр фильмов.

Формы работы:

  1. Занятия.
  2. Вне занятий: работа в книжном уголке, посещение библиотеки, вечера, досуги, посещение театра, самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.

В дошкольной педагогике создана система по развитию речи, которая закладывает основы для формирования грамотной, культурной речи.

Немаловажное значение в развитии речи имеют музыкальные занятия. Этот процесс происходит наиболее активно, так как ребята поют, развивая не только голосовой, но и речевой аппарат — они учатся четко произносить слоги и слова, для того чтобы песня звучала красиво. Кроме того, дети учатся высказывать свое отношение к разным жанрам музыки, выражают свои впечатления от песен и мелодий, учатся давать характеристику звукам: тихо — громко, медленно — быстро, весело — грустно и т. д.

Развитие речи ребенка посредством музыкальных занятий в ДОУ происходит ежедневно, главным образом, при непосредственной образовательной деятельности (НОД).

НОД по направлению ≪Музыка≫ включает в себя:

  • пение
  • слушание музыки
  • музыкально-ритмические движения
  • музицирование
  • танец, игра

Пение:

Дети узнают новые слова, учатся произносить четче уже знакомые, учатся петь в коллективе. Кроме того, в процессе пения улучшается дикция и артикуляция.

Слушание музыки:

Обогащение словарного запаса, дети слышат, как поют на записи другие дети и взрослые и учатся повторять за ними, подпевают. Кроме того, ребята учатся выражать свои мысли, эмоции и представления о прослушиваемой композиции.

Музыкально-ритмические движения:

Дети повторяют за воспитателем задание упражнения или игры, соотнося уже свои собственные слова и движения.

Музицирование:

Способствует развитию ритмичности, мелодичности речи, так как дети проговаривают слова или отдельные звуки в такт воспроизводимой мелодии.

Игра, танец:

Способствуют развитию коммуникативных способностей, способности взаимодействовать с другими детьми, договариваться, развивается воображение, способности звукоподражания.

Также при реализации непосредственной образовательной деятельности используются лого ритмика и фоно ритмика — это системы методов и приемов, способствующих развитию речи.

Лого ритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова (звука), направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Занятия лого ритмикой могут включать в себя не только рече двигательные упражнения (пальчиковую гимнастику, попевки и чистоговорки), но и релаксационные методы (массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, коммуникативные игры), а также хоро-

воды, мимические упражнения, упражнения в разных видах ходьбы и бега.

Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов).

Таким образом, в направлении ≪Музыка≫ есть множество средств и методов для развития речи дошкольников.

Успешное преодоление недостатков речи у дошкольников с ЗПР возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива ДОУ. Тесная взаимосвязь логопеда, дефектолога, воспитателей, музыкального руководителя возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы, разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. Важно, чтобы все педагоги ДОУ одновременно каждый на своем занятии решали задачи коррекционно-развивающего обучения. Только в этом случае коррекция недостатков речевого развития у дошкольников с ЗПР может осуществляться в системе.

Литература:

  1. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР. - М., 2007. - 80 с.
  2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985. - 247 с.
  3. Жаренкова Г.И. Действия детей с ЗПР по образцу и словесной инструкции // Дефектология. - 1972. - №4. - С.10-12.
  4. Лалаева Р.И. Нарушения речи у детей с задержкой психического развития. - СПб., 1992. - 88с.
  5. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития. //Дефектология. - 1990. - №6. - С.10-18.
  6. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М., 1993. - 198 с.
  7. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. - Минск, 1989. - 64с.
  8. ФГОС ДО. URL: https://porogoosh.edusite.ru/p74aa1.html
  9. Занятие Фроловой А. А. URL: https://infourok.ru/plan-konspekt-razvitie-rechi-doshkolnika-cherez-raznie-vidi-muzikalnoy-deyatelnosti‑3719888.html
  10. Теория обучения и воспитания, Конспект лекций, Калацкая Н. Н., 2014.

Подготовили:

Учитель-дефектолог: Е. П. Федулова

Воспитатели: И. А. Кучеренко

О.А. Адамюк

Музыкальный руководитель: Л.А. Шохнина

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo