Группы

Значение дидактических игр в работе с дошкольниками с ЗПР

25

февраля

2022

Задержка психического развития дошкольников – это неравномерное недоразвитие отдельных познавательных процессов, связанное с нарушениями функционирования мозговых структур.

В основе ЗПР выделяют четыре основные фактора:

  • частичная недостаточность отдельных познавательных функций;
  • нарушение умственной работоспособности;
  • эмоционально – волевая незрелость;
  • педагогическая запущенность

Дети, имеющие такой диагноз развиваются медленнее, чем их сверстники на протяжении нескольких возрастных периодов.

ЗПР не относится к стойким и необратимым видам психического недоразвития. Это временное замедление темпа развития.

Важно своевременно до поступления в школу увидеть проблему, которая указывает на:

  • незрелость мышления и эмоционально – волевой сферы;
  • недостаточность интеллектуального развития;
  • ограниченность представлений и знаний об окружающей действительности.

Пути решения проблемы – это своевременная диагностика и создание специальных условий воспитания и обучения.

Обучение и воспитание осуществляется в форме:

  • обязательных регулярных групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий;
  • повседневной жизнедеятельности.

Игра – основной вид деятельности дошкольников. В игре собираются, проявляются и формируются все стороны психического состояния ребенка.

В теории и практики дошкольного образования существует следующая классификация дидактических игр:

  • игры с предметами (игрушки, предметы, природный материал и т.д.);
  • настольно-печатные игры;
  • словесные.

Игры с предметами и игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с предметами, игрушками, что способствует развитию мышления, творческого воображения.

В этих играх используются реальные предметы и игрушки. Играя  с ними, дети учатся выделять свойства и признаки предметов, сравнивать и устанавливать сходство и различие (цвет, форма, величина, материал).

Здесь решаются задачи на сравнение, классификацию, объединение по какому – либо признаку, что развивает логическое мышление.

Дидактические игры – занятия с предметами и игрушками больше всего соответствуют задачам развития предметно – игровой деятельности детей раннего возраста. Малыши осваивают действия с предметами и тем самым познают разнообразие их свойств. Они начинают практически понимать различия между, например, кубом и шаром, между объемным предметом и плоским. Игры – занятия с дидактическими игрушками развивают: сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким – то делом, развивают способность подражать взрослому. Действия с подобными предметами всегда ставят перед ребенком умственную задачу – он старается добиться результата. Постепенно включаются задачи сенсорного характера научить различать величину, форму, цвет.

Настольно – печатные игры должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям развития детей. В процессе этих игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках. Разнообразны и задачи, решаемые на занятиях:

  • закрепление знаний о предметах, их назначении;
  • классификации, обобщению предметов по существенным признакам;
  • установление связи между предметами;
  • составление целого из частей.

Чтобы поддержать интерес детей к играм – занятиям и сформировать обобщенные представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале.

Словесные игры представляют собой ценность и значимость в развитии дошкольников. Они построены на словах и действиях играющих.

Такие игры служат средством развития внимания, мышления, памяти и речи.

В словесных играх:

  • активизируется и расширяется словарный запас;
  • формируется диалогическая речь;
  • закрепляется правильное звукопроизношение;
  • развиваются сенсорные способности.

Хотелось бы отметить немаловажное значение музыкально-дидактических игр.

На музыкальных занятиях дети приобщаются к различным видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах; дети принимают участие в праздниках и развлечениях, все это способствует их коррекционному развитию средствами музыки.

Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельной деятельности с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

Значение дидактических игр в развитии дошкольников трудно переоценить. Использование их в системе дошкольного образования способствует:

  • развитию психических процессов;
  • формированию навыков учебной деятельности;
  • воспитанию нравственно – волевых черт характера.

Литература:

  1. Аванесова В.Н. "Дидактические игры как форма организации обучения в детском саду". // Умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Поддьякова. – М., 1972
  2. Бондаренко А.К. "Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада". - М., 2001. - 129 с.
  3. Выготский Л.С. "Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии". – 1966, - № 6.
  4. Карабанова О.А. "Игра в коррекции психического развития ребенка". – М.: Педагогика, 1994.
  5. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка».
  6. Конова Н.Г. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников»-М.,1982

Подготовили педагоги группы № 3:

Учитель-дефектолог: Е.П. Федулова

Воспитатели: И. А. Кучеренко, О. А. Адамюк

Музыкальный руководитель: Л.А. Шохнина

ФОТООТЧЕТ

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo