Группы

Значение метода сенсорной интеграции для коррекционного развития дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)

13

февраля

2023

В период дошкольного детства, примерно до 7-ми лет, мозг ребенка в основном работает как устройство для получения и обработки сенсорной информации, определенной модальности зрительной, слуховой, кинестетической. В норме эти системы функционируют одновременно, что обусловлено сложной аналитико-синтетической деятельностью мозга. Возникает многоканальный характер восприятия, при котором ощущения от различных органов чувств объединяются в целостный образ предмета, явления, ситуации, интегрируются в соответствии с прежним сенсорным опытом.

Поступление информации по нескольким каналам и интегрированная работа мозга по анализу и синтезу этой информации формируется в наиболее правильные представления, ответы, действия субъекта (ребенка).

Таким образом, в основе анализа и синтеза информации, поступающей через органы чувств по внешним каналам, лежит сенсорная обработка, интеграция и модуляция информации.

В норме ребенок может одновременно разглядывать, ощупывать предмет, слышать издаваемые им звуки, слышать его название и вербальное описание его от окружающих, производить с ним действия. Вся информация о предмете интегрируется в единый сенсорный опыт, что позволяет мозгу сохранить целостный образ предмета или явления, а также позволяет извлекать его из памяти при повторной встрече с ним.

Интегрировать – значит собирать разные части в единое целое. Когда нечто интегрировано – его части работают слажено, как одна система. Головной мозг и центральная нервная система(ЦНС) устроены так, что они могут организовывать бесчисленные кусочки сенсорной информации в целостную систему.

Таким образом, сенсорная интеграция – это процесс упорядочивания ощущений, которые мы потом как - либо будем использовать, способность свести во едино  информацию, поступающую по разным каналам.

Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание для последующего адекватного ответа.

Т.е. всё, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается, выдается затем в виде определенных знаний о предмете, явлении, событии. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше информации поступает в мозг и выдаётся адекватных ответов.

Метод сенсорной интеграции разработан западным психологом, специалистом по детскому развитию Э. Дж. Айрес, основан на системном подходе функционирования мозга и помогает понять связь процессов  обработки сенсорной информации с обучением детей.

Отечественные педагоги и психологи (Е.И. Тихеева, Н.П. Сакулина, А.В. Запорожец, А.П. Усова и др.) писали о том, что развитие ощущений и восприятия, формирование сенсорного опыта ребенка является важнейшей базой, фундаментом для развития психических функций и познавательных процессов.

Сегодня доказан тот факт, что представления о предмете, объекте, явлении формируются в начале в виде чувственного образа и лишь, затем в процессе овладения речью, ему присваивается вербальное обозначение. Для того, чтобы чувственный опыт сформировался, необходима интеграция всех воздействующих на ребенка сенсорных стимулов.

Дошкольный возраст жизни ребенка, согласно периодизации Ж. Пиаже, назван периодом сенсорного развития, так как именно в эти годы мозг ребенка постоянно обрабатывает сенсорную информацию, организует ее и сохраняет для дальнейшего использования, формируя сенсорный опыт ребенка.

Сенсорная интеграция имеет следующие характеристики:

  • является бессознательным, автономным процессом, который постоянно протекает в головном мозге;
  • организует ощущения, поступающие от различных органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, воздействие силы тяжести и положения тела в пространстве;
  • позволяет модулировать восприятие и фильтровать информацию, отбирая наиболее значимую и необходимую в данный момент.

Дети рождаются со способностью к интеграции, но эту способность необходимо развивать, т.к. именно развитие сенсорной интеграции позволяет ребёнку фильтровать эту информацию, осмысленно действовать в ситуации, давать адекватный ответ, т.е. обобщенный и целенаправленный отклик.

Ощущения – первый источник знаний об окружающей действительности. Именно с помощью ощущений ребенок узнает о том, что окружающие его предметы имеют свой вкус, цвет, величину, форму, запах, звук.

Ребёнок сталкивается с многообразием форм, красок, запахов, шумов, ощущений от контактов с людьми, предметами, от положения своего тела, ощущениями в пространстве, чувства голода, холода, жажды.

Виды ощущений:

  1. Ощущение, говорящее нам о воздействии внешнего мира на тело (внешние рецепторы):
  • - зрительный образ (зрение);
  • - звук (слух);
  • - вкус (вкусовые рецепторы);
  • - запах (обоняние);
  • - прикосновение (осязание).
  1. Ощущения, говорящие нам о положении тела в пространстве и его движениях:
  • - суставно-мышечное чувство;
  • - действие силы тяжести, движение головы и равновесие тела – вестибулярные ощущения.
  1. 3. Ощущения, говорящие нам о том, что происходит внутри тела (висцеральные):
  • - ощущения от рецепторов внутренних органов: чувство голода; насыщение; жажда; позывы в туалет и т.д.

Каждую секунду в мозг ребенка поступает информация не только от глаз и ушей, но от всего тела. Эта сенсорная информация перерабатывается мозгом, позволяет ребенку управлять своим телом и мышлением.

Нарушения в работе сенсорных систем во многом являются причинами задержки психического развития (ЗПР) у дошкольников, отклонений в двигательной и эмоциональной сфере, создают проблемы в обучении.

Для детей с ЗПР характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, т.к. мозг ребенка испытывает проблемы с получением и реагированием на поступающую из вне информацию, а также с её обработкой для дальнейшего использования.

Обработка сенсорной информации – это непрерывный процесс, который никогда не останавливается.

Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.

Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция.

 Нарушения сенсорной интеграции:

Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.

Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.

Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.

Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.

Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.

Обследование и анализ состояния сенсорного развития детей в начале учебного года показал, что:

  • у детей отсутствуют представления о сенсорных эталонах;
  • дети испытывают затруднения в восприятии и переработке сенсорной информации: т.е. не могут целостно воспринимать объект, а выделяют лишь отдельные признаки, имеют фрагментарное восприятие.

В коррекционной работе с детьми средней группы с ЗПР были определены основные задачи:

  • развивать способность к восприятию информации, поступающей одновременно по нескольким чувственным каналам;
  • формировать умение к упорядочиванию и организации испытываемых ощущений для дальнейшего развития и обучения.

Коррекционная работа проводилась по трем этапам:

а) этап «насыщения» - цикл занятий по насыщению сенсорными ощущениями, способами познания, обследованию действиями с объектами;

б) выполнение дидактических упражнений, заданий;

в) игры (задания) с сенсорными тренажерами.

В коррекционной работе использовался принцип поли сенсорной основы обучения, создание оптимальных условий (базы) для получения ребенком достаточной стимуляции сенсорных систем.

Метод сенсорной интеграции реализовывался по следующим направлениям:

  • формирование, развитие, совершенствование отдельных перцептивных умений и обучение комплексному использованию этих умений;
  • создание специфических условий среды, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивного практического взаимодействия с ними.

Метод сенсорной интеграции использовался в коррекционной работе с детьми с ЗПР комплексно, всеми специалистами и педагогами, работающими в группе во всех видах деятельности.

Использование сенсорных стимулов – раздражителей в образовательном процессе всеми педагогами позволили создать атмосферу положительных, позитивных эмоций, вызвали интерес и познавательную активность, что эффективно способствовало коррекции недостатков у детей с ЗПР.

Использование метода сенсорной интеграции в коррекционной работе позволяет педагогу избежать принуждение ребенка к определенным действиям, т.к. он строится на интересах ребенка и зависит от его эмоционального состояния и удовлетворяет потребностям каждого ребенка в осознании себя в окружающем мире, способствует развитию сенсомоторных, речевых и познавательных возможностей.

Литература:

  1. Айрес Э. Дж. «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития». Изд-во М. Теревинфо, 2009.
  2. Айрес Э. Дж. «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд-во М. Теревинфо, Москва,2012
  3. Миненкова И.Н. «Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми или множественными нарушениями психофизического развития». Учебн.-метод. Пособие С. Е. Гайдукевич и др. – Мн: УО БГПУ им.М.Танка,2007г
  4. Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.» Изд-во «Каро» М. 2005г.

Подготовили педагоги группы № 3:

учитель-дефектолог: Федулова Е.П.,

воспитатели: Кучеренко И.А.,

Адамюк О.А.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo