Группы

Полезные советы родителям старших дошкольников и младших школьников от педагогов группы «Золотая  рыбка»

3

апреля

2023

Развитие  творческих  способностей.

( І  часть )

 

Что такое творческие способности?

Что же такое «творческие  способности», или креативность   (от лат. «creatio» – созидание)?

Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.

Основные термины:

  • Беглость мысли –  количество идей, возникающих в единицу времени.
  • Гибкость мысли –  способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать и в другом. Гибкость – это  хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуальному риску и к парадоксам.
  • Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.
  • Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
  • Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.
  • Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределённости,  не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией

Являются ли эти показатели врождёнными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей – Торренс – говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребёнка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал  ребёнка ещё в дошкольном возрасте.

Для ребёнка  основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создаёт условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значительной мере способствует (стимулирует)  развитию творческих способностей ребёнка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей.

Ещё одно исключительно важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер её мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. При этом очень важно иметь в виду, что при развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретного результата игры.

Творческие  способности  и  интеллект.

В современной психологии появились данные, свидетельствующие об отсутствии корреляции (связи) между показателями интеллекта и творческих способностей. В чём же состоит различие между интеллектуалом и человеком творческим? На этот вопрос попытались ответить психологи Гетцельс и Джексон. Они провели такой эксперимент. Отобрали две группы студентов: в одной были люди с высоким IQ, хотя не слишком успешные в творчестве, а в другой со средним уровнем интеллекта, но весьма творческие. Всем показали рисунок, на котором был изображён мужчина, с задумчивым видом, сидящем в кресле самолёта, и просили рассказать, что с ним произошло. Типичный ответ представителя первой группы: «Успешно завершив дела, мистер Смит летит домой и думает о встрече с женой и детьми в аэропорту». А вот характерный ответ студента второй группы: «Мужчина возвращается из Мексики, где добился развода. Он не мог переносить жену из-за невероятного количества крема, которое она употребляла на ночь – его было столько, что его голова скользила по подушке. Теперь он думает, как изобрести нескользкий крем».

Аналогичные исследования проводились и с детьми. Так, Воллах и Коган, тестируя учащихся 11-12 лет, выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем. Основные результаты этого исследования представлены в таблице.

Позже более подробно будут охарактеризованы:

  • дети с высоким уровнем интеллекта и креативности;
  • дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности;
  • дети с низким уровнем интеллекта и высоким уровнем креативности;
  • дети с низким уровнем интеллекта и креативности.

Личностные особенности школьников

с различными уровнями интеллекта и творческих способностей

(по М.Воллаху и Н. Когану)

Уровень креативности

Высокий  интеллект

Низкий интеллект

Высокая креативность

  

   

   

  

  

  

  

 Низкая  креативность

Вера  в свои возможности.

Хороший самоконтроль.

 

Хорошая социальная интеграция.

Высокая способность к концентрации внимания.

Большой интерес ко всему новому.

 

Стремление к достижению успеха в учёбе.

Неудачи воспринимаются как катастрофа.

Боязнь риска и высказывания своего мнения.

Пониженная общительность.

Боязнь самооценки.

Постоянный конфликт между собственным представлением о мире и школьными требованиями.

 

Недостаточная вера в себя.

Недостаточное самоуважение

Боязнь оценки со стороны окружающих.

 

Хорошая (по крайне мере по внешним признакам) адаптация и удовлетворённость  жизнью.

Недостаточный интеллект компенсируется общительностью или некоторой пассивностью.

Дети с высоким уровнем  интеллекта  и  креативности.

Они уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким  самоконтролем. При этом они могут казаться маленькими детьми, а через некоторое время, если того требует ситуация, вести себя по-взрослому. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

Дети с высоким уровнем  интеллекта  и  низким уровнем креативности.

Их отличает стремление к школьным успехам, которые выражаются в форме отличной оценки. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, вместо надежды на успех у них скорее преобладает страх перед неудачей. Эти дети не любят риска, не любят публично высказывать свои мысли. Они сдержаны, скрытны и дистанцируются от своих одноклассников. У них очень мало близких друзей.  Они не любят быть представлены самим себе и страдают без внешней адекватной оценки своих поступков, результатов учения или деятельности.

Дети с низким уровнем интеллекта и высоким уровнем  креативности:

Эти дети часто попадают в разряд «изгоев». Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют увлечения за пределами школы (хобби, кружки и др.), где имеется возможность проявить свои творческие возможности. Они наиболее тревожны, страдают от неверия в себя. Учителя часто характеризуют их как «слабых», невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться.

Дети с низким уровнем  интеллекта  и  креативности.

Такие дети, как правило, внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках» и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учёбе.

Таким образом, результаты рассмотренного исследования показывают, что при работе с детьми важно развивать не только интеллект, но и творческие способности, и, наоборот, при развитии творческих способностей не следует забывать об интеллекте. Ведь когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек чаще хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим и т.п.  А при сочетании креативности с невысоким интеллектом получается невротичный, тревожный человек с плохой адаптивностью к требованиям социального окружения.

Несколько полезных советов для взрослых.

Какие условия необходимо создать для оптимального развития творческих способностей ребёнка?

Существуют разные подходы и рекомендации. 

Американский психолог Дж.Смит и большинство зарубежных авторов считают основным в обучении творчеству создание следующих условий:

  1. Условия физические, т.е. наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними.
  2. Условия социально-экономические, т.е. создание взрослыми у ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.
  3. Психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребёнка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Но роль  взрослого в этом процессе не ограничивается лишь созданием условий. Она состоит ещё и в том, чтобы активно помогать малышу в развитии его творческих способностей. На этот счёт полезные рекомендации разработал американский психолог Дж.Гауэн.

Вот наиболее интересные из них:

  1.   Создать уютную и безопасную психологическую базу ребёнку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.
  2. Поддерживать способности ребёнка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам; избегать неодобрительной оценки творческих идей ребёнка.
  3. Быть терпимыми к странным идеям, уважать любопытство, вопросы и идеи ребёнка. Стараться отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими  и нелепыми. Объяснять, что на многие вопросы не всегда можно ответить однозначно.    Для этого требуется время и терпение. Ребёнку нужно научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.
  4.    Давать возможность ребёнку побыть одному и позволять ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток опеки может затруднить творчество. Желание и цели детей принадлежат им самим, а родительская помощь может порой восприниматься как «нарушение  границ» личности.
  5.    Помогать ребёнку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценим другими.
  6.    Помогать ребёнку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувства безопасности, любви, уважения к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.
  7. Проявлять симпатию к его первым неуклюжим попыткам выражать свои идеи словами и делать их, таким образом, понятными для окружающих.
  8. Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребёнка, избегать критики первых опытов – как бы ни были они неудачны. Необходимо  относиться к ним с теплотой: ребёнок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
  9. Помогать ребёнку стать «разумным авантюристом», порой полагаться  в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
  10. Поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая ребёнку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Чем больше  предоставлять возможностей для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребёнок, позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.

Любопытная информация.

  • Креативность имеет пик в возрасте от 3,5  до  4,5  лет, а также возрастает  в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает  толчок, возможно, в связи с подъёмом уровня физического развития (предпубертат).
  • Креативность неоднозначно зависит от образования. Большинство детей теряет свою спонтанную бесстрашность, когда они становятся «окультуренными».
  • Период жизни ребёнка от 2,5  до  7 лет  психологи называют вторым возрастом  вопросов  (первый возраст – от 1 года до  2,5 лет). К концу этого периода наблюдается «пик  любознательности», наибольшая численность вопросов  в речи  детей, после чего отмечается спад.

Приёмы  творческого  мышления

Как  научить ребёнка мыслить творчески?  Известно,  что наиболее  эффективным методом  такого  развития  является  игра, игра  развивающая.  Но на что она должна быть направлена? Что она должна развивать? Исследования психологов показывают , что продуктивному творческому мышлению  способствует овладение специальными приёмами. К таким приёмам относятся:

  • выделение противоположных свойств;
  • поиск аналогий;
  • ассоциирование понятий;
  • постановка вопросов;
  • переформулирование;
  • генерирование идей;
  • смена альтернативы;
  • комбинирование;
  • «включение» объекта в другие связи;
  • Выбор самого оригинального образа и другие.

Некоторым из этих приёмов можно обучить ребёнка уже с 5-7 лет. Рассмотрим их подробнее.

Выделение  противоположных свойств.

Этот приём предполагает выделение в одном и том же предмете или  явлении  противоположных  свойств. На первый взгляд это может показаться  невероятным, парадоксальным. Вот  один  примерХолодильник: что он делает? Охлаждает продукты. А что происходит с  температурой в  комнате, где он находится? Температура повышается (попробуйте приблизить руку  к тыльной  части  холодильника, и вы  ощутите  тепло). Таким  образом, холодильник одновременно  и охлаждает,  и  нагревает. Это и есть противоположные свойства одного  и того  же предмета.

Умение находить противоречия – есть основа парадоксального мышления, а оно, в свою очередь, является обязательным атрибутом  истинного творчества. Выделение противоположных свойств, их сопоставление и объединение, позволяет раскрывать новые, неожиданные стороны предметов и явлений. Очень важно, взрослый сам умел обнаруживать эти свойства и чаще показывал и рассказывал о них ребёнку.

Вот один из  способов, как можно  это  делать. Взрослый выбирает предмет и просит ребёнка назвать какой-нибудь  признак  этого  предмета. Затем взрослый предлагает ребёнку определить, что является противоположным  («наоборот») по значению   данному  признаку. Затем взрослый  спрашивает, может ли данным признаком (качеством) обладать  выбранный  предмет.

Игры  на  выделение  противоположных  свойств.

«И хорошо, и плохо».

Эта игра способствует развитию умения видеть в одном и том же предмете, явлении противоположные свойства, находить  противоречия, смотреть на одни и те же явления с противоположных точек зрения.

Наиболее распространённой оценкой у детей является категория «хорошо – плохо». На использовании такой оценки и построена данная игра.

Необходимо предложить ребёнку оценить,  пользуясь этой категорией, следующие явления природы, действия и предметы:

  • зима, лето, осень, весна;
  • дождь, снег, солнце, ветер, огонь;
  • кушать, спать, гулять в лесу, лазать по горам;
  • пить лекарства, делать зарядку, умываться;
  • нож, тарелка, стекло, утюг.

Примеры.

  • Лето: хорошее – потому, что в это время года тепло, можно купаться, загорать, не надо долго одеваться; плохое – потому что бывает очень жарко, часто потеешь, можно получить солнечный ожог.
  • Огонь: хороший – потому сто согревает, сжигает осенние листья, подогревает пищу;  плохой – потому что обжигает кожу, потому что от него возникают пожары.
  • Нож: хорошо, когда он острый – легко резать;  плохо, что он острый – можно порезать пальцы.

Когда ребёнок  научится находить хорошие и плохие стороны явлений, действий  и предметов, взрослый должен предложить ему самостоятельно называть любые попадающиеся на глаза предметы и находить в них противоположные свойства и функции, оценивать что в них хорошего, а что плохого, чем они могут понравиться, а чем нет,  в чём может состоять их польза, а в чём  вред, и т.д.

Подготовили:

учитель-дефектолог: Косова Н.И.

воспитатели: Сытникова В.Б., Бурлакова А.А.

Материал подготовлен на основе материалов по тренировке психического процесса «логического мышления»,И.А.Барташниковой, А.А.Барташникова «Учись играя».

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo