Группы

Полезные советы родителям старших дошкольников и младших школьников от педагогов группы «Золотая  рыбка»

2

ноября

2023

  Развитие  творческих  способностей.

( ІІ  часть ) продолжение.

 

Игры  на  выделение  противоположных  свойств.

  «Противоположности».

Ещё одна игра на развитие умения находить противоположные свойства в одном и том же объекте. Она похожа на  игру  «И хорошо, и плохо», только здесь нужно сразу задавать противоположные  свойства  или  признаки, а ребёнок должен  догадаться, какие  предметы  или  явления могут  этими свойствами  обладать.

Например:

1)  острый – тупой                               (нож)

2)  горячий – холодный                      (утюг,  холодильник) 

3)  добрая – злая                                 (собака)

4)  весёлый – грустный                       (человек)

5)  глубокое – мелкое                         (озеро, море)

6) слабый – сильный                           (ветер, человек, животное)

7) быстрый – медленный                    (автомобиль, поезд)

8) идти – стоять                                    (часы - человек)

 

 В скобках  приводится в основном по одному варианту ответа, а в игре нужно добиться, чтобы ребёнок называл как можно больше  таких вариантов. Не страшно, если они будут не совсем подходящими. Важно, чтобы ребёнок начал рассматривать окружающие его предметы  и явления  с разных (в том числе противоположных)  точек зрения.

Постановка  вопросов.

Способность  человека  к постановке  новых  вопросов  и проблем, является одним из показателей развития  его  творческих  способностей. Корни  этой способности лежат  в  природной любознательности  ребёнка  и  в тех ситуациях  общения  и  деятельности, в которых осуществляется его   развитие. Первоначально  вопросы  ребёнка  возникают в общении и для общения, и лишь затем  они  приобретают  познавательную,  исследовательскую  направленность. При  этом, несмотря  на  чрезвычайную  любознательность  дошкольников, их исследовательские  возможности  в  форме вопросов  ещё  довольно  ограничены.  В  свободной  беседе  со взрослым (во время игры, прогулки и т.п.)  ребёнок  может  задавать  ему огромное количество  вопросов а  при  необходимости  исследовать  какую-нибудь проблемную ситуацию  ребёнок  испытывает  затруднения. Его вопросы  становятся односторонними, стереотипными. Например, начав спрашивать  со слова «что», дети и далее  задают вопросы  в  той же форме. Исследования психологов показывают, что ребёнок склонен  к стереотипному  употреблению  тех  вопросов, которые на и более  распространены  в детской речи,  –   «что?»,  «как?»,  «почему?».

Первый  кризис  в  развитии  вопросов  у  детей  приходится на начальные  годы  обучения  в школе. Жёсткая  ориентация  младшего  школьника  на поиск ответов,  а не на порождение  вопросов,  преобладание  на уроках вопросов,  адресованных  к  памяти, анне  мышлению  учеником, приводят  к  критической ситуации   в развитии  любознательности ребёнка: дети перестают  задавать вопросы.  В то же время  при  благоприятных  условиях любознательность ребёнка  можно  не только сохранить, но и развить.

Что  это  за  «благоприятные  условия»?

Прежде  всего – это наличие  подлинного  диалога в общении,  когда  взрослый  общается с ребёнком  на  равных. Кроме  того  для расширения  возможностей  ребёнка  и  ломки  стереотипов  в формулировке  вопросов, необходимо  показывать малышу  образцы других  форм,  вопросов, демонстрировать различия  и  исследовательские  возможности  этих  форм.  Важно также  обучить  ребёнка  выбирать  направленность  вопросов. Более важными  являются  вопросы, относящиеся  к ключевым  моментам  проблемной  ситуации,  к  причине  явлений,  к  существенным  признакам  и  функциям  предметов.

Обучиться  этому  ребёнок  может  только  в  процессе общения  со взрослым  в  ходе  совместной деятельности  (как  игровой,  так  и  учебной). Потому нельзя  жалеть  времени  на  разговор  с  ребёнком. Необходимо  стараться, чтобы  вопросы  взрослого побуждали  его к интеллектуальной  активности, чтобы в них были элементы  неизвестности  и  противоречия, чтобы  они  были  направлены  больше  на  мышление  ребёнка (выяснение  причин  и взаимосвязи  явлений) и  меньше  на  его  память. Когда вопросы задаёт ребёнок, необходимо   не давать  поспешные  ответы, а нужно предложить ему выказать своё предположение  («А ты  как думаешь?»). Необходимо научить его   задавать  вопросы  самому себе  и  пытаться самостоятельно  отвечать на них. Ни в коем случае нельзя  давать  отрицательной  оценки задаваемым вопросам, какими бы нелепыми они  не  показались. Нужно строить диалог  таким  образом, чтобы он  больше  стимулировал ребёнка  задавать  взрослому опросы, а не отвечать  на  вопросы, исходящие  от  взрослого.

Игры  на   постановку  вопросов..

  «Почемучка».

 Игра  предназначена  для развития  исследовательской  активности, умения ставить  разнообразные  вопросы, направленные  на  изучение  воспринимаемого  объекта.

В качестве  материала  к  игре  можно  использовать любую сюжетную картинку, имеющую проблемное  содержание – неизвестную для  ребёнка ситуацию,  событие  и т.п. Например, как  на  рисунках.

 

Взрослый  предлагает  ребёнку  поиграть  в  игру, в которой  ему показывает  интересные  картинки. Ребёнок может спрашивать взрослого  обо всём, что непонятно, обо  всём  что  ему  хочется  узнать. Можно  предлагать  разные  условия игры  в зависимости  от  обстоятельств. Например,  можно  договориться, что,  кто  больше задаст вопросов  к  картинке  (но  только  относящиеся  к ней по сути),  тот  и  выиграл. Или  задавать такие вопросы,  чтобы  на них трудно было ответить:  если взрослый  на них не отвечает – проиграл.

Когда  все  вопросы  исчерпаются,  полезно  попросить ребёнка  составить  по  данной картинке  небольшой рассказ. При этом необходимо  обратить внимание  на  то, на какие вопросы  ребёнок  дал  ответы  в своём рассказе,  а на какие не дал. Те  вопросы, которые «не попали»  в рассказ,  но  являются  важными  для  понимания  сути  сюжета, нужно  адресовать  ребёнку.

В ходе  таких  игр важно  научить ребёнка  разносторонне  исследовать ситуацию. Если  он  задаёт  однотипные  вопросы, нужно  спросить его о чём-либо,  используя вопросы других  типов  (что?  когда?  почему?  как  связано?  влияет ли? \может  быть  это…? как  такое  получилось?  в чём  причина?  и т.п.).  Это  поможет  ребёнку  преодолеть  свои  стереотипы  и  глубже  исследовать  ситуацию.

Если возникают  нечёткие,  расплывчатые  вопросы, нужно  помочь  ребёнку  их  правильно  сформулировать,  найти  более  адекватную  форму  их  выражения.

 

«Что  в  кулаке?».

Ещё  одна  игра для  тренировки  навыков  задавать  вопросы  с  целью  исследования  неопределённой  ситуации.

Нужно  взять  какой-нибудь  небольшой  предмет  и  спрятать его в руке (сжать  руку  в  кулак).  Ребёнок должен  отгадать , что  это  за  предмет,  задавая  самые  разнообразные  вопросы о  нём.  Перед  началом  игры  ребёнку  необходимо  объяснить,  что вопросы  как  бы  ключи  от  дверей,  за которыми открывается  что-то  неизвестное. Каждый  такой  ключ  открывает  определённую  дверь. Этих ключей много. Ими  могут  быть  размер  предмета, его  форма, из чего  он  сделан,  на что влияет,  как его можно  изменить,  к какому  виду  предметов  относится   т.д. Ребёнок  должен  научиться  пользоваться  этими  ключами, чтобы  определить  какой  это  предмет.  Так  он  постепенно  освоит всё  многообразие  вопросительных  форм, каждая  из  которых  позволяет  открыть  что-то  новое.

 

На  основе полученных от  взрослого  ответов  ребёнок  будет  строить  разные догадки,  выдвигать  свои  гипотезы. Необходимо обращать внимание на то,  нет ли противоречий  между  его  гипотезами  и  той  информацией,  которую  он  уже  получил  о  предмете. Если такие  противоречия есть, нужно продемонстрировать их ребёнку.  Нельзя упускать  эту  возможность,  так как  это  очень  важно  для  его мышления.

Если нужно  взять  предмет  большого  размера,  то  можно  использовать  другой  вариант  игры.  Предмет  разместить  на  столе  или  на  полу  и  чем-нибудь  накрыть.  Или найти  фотографию  или  картинку  с  изображением  этого  предмета.

 

      «Без  слов?».

В  этой  игре  тоже  нужно  учиться  задавать  вопросы, но  только  без  слов!  Нужно  придумать  ситуацию,  в которой  нельзя  говорить,  или  можно  говорить  но  бесполезно, так  как  всё  равно  ничего  не  услышишь. Например. Вы  на  ругой  планете,  где  человек теряет  дар  речи (или  звуковые  волны  настолько  быстро  и  сильно  рассеиваются,  что  услышать  друг  друга  невозможно).

Ребёнок  должен  о  чём-то  взрослого  спрашивать, а взрослый  ему – отвечать.  Вопросы  должны  быть  предельно  конкретны, но  задавать  их  можно  только  используя  мимику,  жесты,  позы  тела;  можно  даже  использовать тело  того   человека,  которому  задают  вопрос  (или  отвечают).  Говорить  что-либо  вслух  или  с  помощью  губ – запрещается.

Вот примерный  перечень  вопросов,  которые ребёнок  может попробовать  задать  взрослому,  а  взрослый  должен  постараться  на  них  ответить:

1).  Сейчас  утро  или  вечер?

2).  Ты  хочешь  кушать?

3).  Где  можно  купить  продукты?

4).  Есть  ли  здесь  телефон?

5).  Где  моя  зубная  щётка?

6).  Нападут  ли  на  нас  жители этой  планеты?

7).  Если  нападут, то  как  мы  будем  от  них  защищаться?

8).  Здесь  есть  какой-нибудь  транспорт?  И  т.д.

Можно  придумать  и  другие  вопросы  и  к  другой  ситуации. Главное, проявлять  как  можно  больше  фантазии  и  выдумки  в  постановке  вопросов  и  в  ответах. Нужно   также  обратить  внимание  на то,  на  сколько понятны,  лаконичны  жесты,  мимика, движения,  когда ведётся  диалог  без  слов. Это  нужно  обсудить  с  ребёнком.

                                                                                                                                                

Переформулирование.

Чтобы  разобраться  в  этом  приёме, нужно  рассмотреть  известную  задачу,  которую  психологи  использовали  при  изучении  творческого  мышления.  В  пустой  комнате на  подоконнике  лежат  плоскогубцы, а  с  потолка  свисают  две  верёвки. Расстояние  между ними  такое,  что  человек  не  может  одновременно  взять  одну  верёвку  и  дотянуться  до  другой,  чтобы  связать  концы.  А  именно  это  и  требуется  сделать.

Решение  задачи  состоит  в  том,  что  к  концу  одной  из  верёвок  нужно  привязать  плоскогубцы  и  устроить  маятник. Для того, чтобы  найти  это  решение,  необходимо  применить приём  «переформулирование»: человек должен перестать  рассматривать  плоскогубцы  как  инструмент  и увидеть  в  них  лишь  груз  для маятника.  Таким  образом,  «переформулирование»  – это  умение   выделять  в предмете  нехарактерные для  него (несущественные  с  точки зрения  назначения)  свойства.

Для овладения  данным  приёмом   ребёнок  должен  предварительно  научиться  выделять  различные  свойства  и  признаки  предметов  и  явлений,  а  также  различать, какие  из  них  существенные,  а какие  несущественные.

                                       

Игры  на   переформулирование..

  «Изобретатель».

 Игра   для  обучения приёму  «переформулирование».  Материалом  к  игре  могут  служить  различные  предметы. Взрослый  выбирает  какой-нибудь  предмет и  просит  ребёнка  назвать  как  можно  больше  вариантов,  для  чего  этот  предмет можно  использовать.  При  этом  взрослый  обращает  внимание  ребёнка  на  то,  что в этой игре  можно и  даже  нужно  выходить  за  рамки  обычного  (традиционного)  применения  предметов  и  придумывать  необычное.

Например,  книга.  Она  предназначена  для  чтения,  но,  кроме того,  её  можно  использовать  как  груз  (когда  нужно прижать друг  к  другу два  склеивающихся  предмета),  как  подставку  (когда  нм  нужно  что-то  немножко  приподнять),  как «кирпичик»  при построении  замка  из книг  в  игре,  как  предмет,  который  легко  возгарается (когда  нужно  разжечь  костёр, а  ничего  другого нет),  как бумагу, на которой  можно  что-то  записать (если  под  руками нет  листочка),  как веер (когда  нам  жарко),  как  заслонку  от  света.  Книгу  можно  использовать  также  для  того,  чтобы  спрятать  туда  письмо  или  записку   и т.п. 

 Можно  попробовать  изобрести  новое  применение  для  таких  предметов,  как ложка,  стул,  карандаш,  скрепка,  орех,  полиэтиленовый  пакет,  пробка  от  бутылки, спички.

Можно  устроить соревнование,  кто  больше  назовёт  вариантов  применения  одного  и  того  же  предмета.

Если  у  ребёнка  не  получается, ил он  называет  мало  вариантов, нужно  помочь ему  придумать  новое  применение  предмета. Желательно  при  этом  продемонстрировать  это  применение,  или хотя  бы  подробно  объяснить  его.

 

  «Золотые  руки».

 Эта  игра   тоже  на  «переформулирование».  Она похожа  на  предыдущую,  только  здесь  задаётся  не  конкретный  предмет,  а  материал,  из  которого  можно  делать  разные  предметы.  Взрослый  называет  материал,  например,  дерево,  а  ребёнок должен  придумать  как можно  больше  предметов   (обычных  и  необычных),  которые  можно  сделать  из  этого  материала.  При это  желательно, чтобы  «мастер – золотые  руки»,  роль которого  выполняет  ребёнок,  учитывал  свойства  этого  материала.  Итак,  что  можно   сделать  из  дерева?  Вот  небольшой  перечень  возможных  изделий: стул, стол,  карандаш,  шкаф,  книжная  полка,  тумбочка,  оконная  рама,  дверь,  статуэтка,  рамка  для  картины, шахматы,  шахматная  доска, корабль,  дом,  детский  конструктор,  книга,  лестница  и  т.д.   Можно   продолжить  этот  перечень.

Можно  взять  другой  материал:  ткань,  металл,  стекло, пластмассу,  воду,  воздух  и т.п.  После  этого  необходимо  предложить  ребёнку  пофантазировать  и  представить  себе  материал,   который  обладает  и  свойствами  дерева,  и  свойствами  стекла,  например, прозрачное  дерево,  или  деревянное  стекло.  Или  материал,  обладающий  свойствами  ткани  и  металла – мягкая  ткань,  но  прочная  как  железо.  А  ччто  можно  сделать  из  таких  материалов?

 

Генерирование  идей.

 Один  из  наиболее  важных приёмов,  обеспечивающих  творческий  подход  к   решению  самых  разных  проблем.  Суть  его  предельно  проста – генерировать  как  можно  больше  идей. При этом  необязательно  (да  и  маловероятно),  чтобы  каждая  идея  была  правильной.  В  этом  процессе  могут  продуцироваться  самые  необычные  и  нелепые  идеи.  Важно,  чтобы  их  было  много. И чем  больше  идей,  тем  больше  вероятность,  что  среди  них  будут  хорошие,  а  может  даже  гениальные  идеи.

Психофизиологи  считают,  что  мозг человека  облекает  любую  мысль  или идею   в  конкретную  кодовую  форму: зрительно-пространственную,  словесную,  акустически-образную,  буквенную,  цифровую  и  др.  Каждый  человек  способен  оперировать всеми  этими  формами,  но  преобладающей,  как правило  является   лишь  какая-нибудь  одна  (или  две), что определяет  индивидуальные  особенности  восприятия  и  мышления. Вместе  с  тем способность оперировать  данными  кодовыми  формами  можно  совершенствовать,  и  наиболее  благоприятный  период   для  этого  дошкольное  детство.

Задача  развития творческих  способностей  детей  в  этот  период  жизни должна  состоять  прежде  всего в том,  чтобы  увеличить  число  привычных  для  них  кодов,  расширить  их  опыт  в  пользовании  разными  кодами (например, для  ребёнка,  склонного  к  зрительно-пространственному  мышлению,  вырабатывать  навыки   оперирования  буквенными  и  цифровыми  символами). А в  последующем  можно  будет  также  помочь  им  «найти  себя»,  понять  какие  символы,  какой  код  является  для  них  оптимальным,  наиболее  приемлемым. Тогда  мышление  станет  максимально  продуктивным,  а  творческий  потенциал – богаче.

Тренировка  умения  генерировать  идеи  тесно  связана  с  развитием  творческого  воображения (особенно, когда  идеи  представляются  в  форме  зрительно-пространственного  или  акустически-образного  кода).  В  связи  с  этим  важным  также  является  обучение  ребёнка  ещё  двум  умениям,  которые  помогают  созданию оригинальных  образов:

      - умению  «включать»  воображаемый  объект в новые  связи  и  отношения;

      - умению  выбирать  из нескольких  образов  самый  оригинальный.

                  

Продолжение  следует

 

Подготовили:

учитель-дефектолог: Косова Н.И.

воспитатели: Сытникова В.Б., Бурлакова А.А.

 

Материал подготовлен на основе материалов по тренировке психического процесса «логического мышления, И.А.Барташниковой, А.А.Барташникова «Учись играя».

 

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo