Группы

Развитие сенсорных способностей

16

мая

2022

Полезные советы родителям старших дошкольников и младших школьников от педагогов группы «Золотая рыбка»

 ( І  часть)

Что такое сенсорное развитие  ребёнка?

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. С развитием сенсорики (от лат. sensus – ощущения) у ребёнка появляется возможность овладения эстетическими ценностями  в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребёнка.

 Основные термины:

  • Сенсорные способности – это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.
  • Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер и т.д.
  • Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (на анализаторы зрения, слуха, осязания, обоняния и др.)
  • Восприятие – целостное отражение внешнего материального предмета или явление, непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного анализатора человек воспринимает такие свойства, как форма, цвет, величина; с помощью вкусового анализатора определяет, кислый это предмет или сладкий и т.п.
  • Представление – чувственный образ явления или предмета, который в данный момент не воспринимается, но был воспринят ранее в той или иной форме. На основе таких представлений человек может описывать свойства предмета или явления, отсутствующего в настоящий момент.

В ряду других способностей, обеспечивающих успех деятельности музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, сенсорные способности занимают ведущее место. Они дают возможность, с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.

Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они с произведениями искусства – живописью, музыкой, скульптурой. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки сенсорных способностей, так или иначе воспринимает всё это. Однако, когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому лучше, чтобы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно.

В каждом возрасте перед сенсорным развития стоят свои задачи. В 5 – 7 лет основное внимание в сенсорном развитии должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. И это не случайно, так как именно эти свойства имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины и цвета необходимо для усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

Целенаправленное развитие сенсорных способностей в этом возрасте должно включать следующие этапы:

  1. Формирование сенсорных эталонов: устойчивых, закреплённых в речи представлений и цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.
  2. Обучение способам обследования предметов, а также умению различать их форму, цвет и величину и выполнять всё более сложные глазомерные действия.
  3. Развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

 Формирование  сенсорных эталонов.

Эталонами формы принято считать геометрические фигуры.  Ознакомление с ними в рамках сенсорного воспитания отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает умение узнавать соответствующую фору, называть её и действовать с нею, а не производить её анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и т.п. В 5 лет ребёнок уже должен знать 5 основных фигур – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал.  В дальнейшем необходимо вводить  новые фигуры – трапецию, ромб и пятиугольник, знакомить ребёнка с разновидностями овалов, треугольников, прямоугольников и трапеций (с разным соотношением осей и сторон). При этом вовсе необязательно давать названия этих фигур, главное, чтобы ребёнок различал их на глаз. Закреплению представлений об эталонах формы способствуют игры, в которых ребёнок самостоятельно изображает, а затем и вырезает различные геометрические фигурки.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, чёрный). К 5 годам ребёнок, как правило, уже знает основные цвета спектра, кроме голубого и фиолетового. В 5 – 6 лет можно переходить к формированию представления о последних двух цветах. Особенно трудным для усвоения является голубой цвет. Дети часто путают его с светлыми оттенками синего. Поэтому, прежде, чем проводить знакомство с голубым цветом, нужно дать ребёнку представление об оттенках (они образуются в результате смешения двух соседних цветов), о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы тёплых и холодных  (тёплые от красного  до  жёлтого, холодные от зелёного до фиолетового). Знакомство с оттенками даёт возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, в усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет, как находящийся между зелёным и синим. Детей этого возраста важно также научить различать 4-5 оттенков по светлоте. При этом следует обратить их внимание на то, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розовым).

Овладение эталонами величины происходит несколько труднее, чем эталонами формы и цвета. Величина не имеет «абсолютного» значения, поэтому её определение производится посредством условных мер. Усвоение этих мер – довольно сложная задача, требующая определённой математической подготовки, поэтому освоить её  дошкольникам будет очень трудно. Однако для восприятия использование такой метрической системы вовсе не обязательно. Предмет может оцениваться как «большой» по сравнению с другим предметом, который в этом случае является «маленьким». Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. И эти представления могут обозначаться словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый маленький»).       В 5 – 7 ребёнка нужно обучать сравнивать сначала 2-3, а затем большее количество предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Правда, в этом случае требуется одновременное обучение ребёнка приёмам сравнения и сериации (раскладывания элементов по размеру в порядке возрастания  или убывания). Кроме того  овладение, эталоном величины в этом возрасте предполагает обучение ребёнка умению выделять длину, ширину  и высоту предметов.

Ознакомление  детей  с  сенсорными эталонами  происходит в следующей последовательности:

  1. Знакомство с основными  образцами сенсорных образцов;
  2. Знакомство с разновидностями сенсорных образцов.

При этом  разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом  ребёнком. Только в этом случае они будут хорошо закрепляться.

Обучение способам  обследование  предметов.

После того, как  сенсорные эталоны усвоены, необходимо научить ребёнка  применять их в качестве  образцов при обследовании разнообразных предметов. Сначала ребёнок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов. Это вовсе несложно, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет. Однако, когда этот цвет содержит элементы разных цветовых тонов, при чём выраженных в разной степени (например, цвет морской волны, кофейный, бордовый и др.), задача становится непростой. Требует специальной тренировки и умение выделять и различать предметы с разными цветовыми оттенками.

Обучение детей обследованию формы предметов – это, в первую очередь,  обучение умению видеть сходство между формой предмета и какой-нибудь простой геометрической фигурой. Затем важно научить ребёнка словесно обозначать форму этого предмета (например, телевизор – прямоугольный, тарелка – круглая и т.д.) Однако немногие предметы имеют простую форму, однозначно, напоминающую какую-нибудь геометрическую фигуру. В большинстве случаев форма предметов более сложная: в ней можно выделить общие очертания, форму основной части, форму и расположение второстепенных (более мелких) частей и отдельные дополнительные детали. В 5–7 лет ребёнок должен научиться последовательно обследовать именно такие, сложные формы предмета. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использоваться приём обведения детьми контура предмета и его частей Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами.

Обучение обследованию величины предметов должно быть направлено главным образом на развитие глазомера. Для  этого можно учить ребёнка решать всё более сложные глазомерные задачи:

  1. Сначала ребёнок учится сравнивать два предмета, прикладывая один к другому, подбирать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему.
  2. Затем ребёнок должен овладеть более сложным способом обследования величины – научиться пользоваться простейшей меркой. Например, выбирая предмет, равный образцу, ребёнок измеряет  образец  плоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины.
  3. При переходе к задачам на глазомер, следует иметь в виду, что они являются довольно сложными даже для 6 – 7-леток. Однако у детей можно повысить уровень глазомерных действий в ходе целенаправленного обучения. Глазомер развивается в конструктивной деятельности, когда ребёнок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, в лепке, когда делит комок глины, чтобы его хватило для всех частей предмета, в аппликации, рисовании, и, конечно, в играх.   

Игры для  развития   сенсорных  способностей.

Игры   для  развития   восприятия   цвета.

«Разноцветные льдинки».

Эта игра  направлена на  закрепление представлений ребёнка об основных цветах спектра, развитие умения создавать оттенки цветов путём смешения красок.

Перед началом игры необходимо поговорить с ребёнком о том, что такое лёд, как он возникает и как можно сделать цветной лёд. Если ребёнок не сможет догадаться, то ему необходимо объяснить, что цветной лёд получается, если заморозить цветную воду. Необходимо поставить на стол пред ребёнком гуашь красного, синего  и жёлтого цветов, и сказать, что перед ним волшебные краски. Если их смешивать друг с другом, могут получиться другие цвета. Необходимо ребёнку задать вопрос, например, какие краски надо соединить, чтобы получился  оранжевый, зелёный и фиолетовый  цвет? Перед тем, как ответить на этот вопрос, ребёнок должен иметь возможность поэкспериментировать с красками. Если у ребёнка не будет получаться, нужно помочь ему найти нужные сочетания. Необходимо это сделать так, чтобы у ребёнка возникло ощущение того, что он сам сделал данное открытие. Ребёнок должен увидеть собственными глазами, что если смешать красную и жёлтую краски, то получится оранжевый цвет, если смешать синюю  и  жёлтую краски – зелёный цвет, красную и синюю – фиолетовый цвет.

Ребёнку будет интересно, ели игра не ограничится получением только зелёного, фиолетового и оранжевого цветов. Необходимо ребёнку предоставить возможность создать разные их оттенки (жёлто-зелёный, сине-зелёный, светло-фиолетовый) и другие цвета. Когда все возможные сочетания цветов будут приготовлены, нужно разлить воду по маленьким формочкам и заморозить. Летом это можно сделать в холодильнике, а зимой – на улице. Ребёнку будет очень интересно приготовить лёд (тем более, цветной) летом. Зимой же можно предложить ребёнку украсить цветными льдинками ёлочку около дома или в парке.

«Цвета».

Игра  на закрепление представлений ребёнка о разных цветах и оттенках, а также развитие умения различать предметы разных цветов.

Необходимо предложить  ребёнку в течение одной минуты назвать 3 предмета определённого цвета. Если ребёнок называет правильно – получает  одно очко. Взрослый делает то же самое. Когда ребёнок ошибается – не  получает ни одного очка, а очередь всё равно  переходит к взрослому. Повторять предметы не разрешается. Начать лучше с цветов спектра, а затем перейти к различным оттенкам.

Чтобы усложнить игру, можно увеличить количество предметов, которые нужно назвакть.

«Какого цвета предметы?».

В ходе этой игры ребёнок учится различать и называть цвета и их оттенки. Для игры можно использовать интерьер комнаты, а также предметы, находящиеся вокруг нас.

Необходимо предложить ребёнку внимательно рассмотреть цвет стен, потолка, окон, занавесок и т.д. Затем взрослый выбирает какой-нибудь объект и просит ребёнка назвать, из каких цветов он состоит. Если ребёнок даёт правильный ответ, то  очередь задавать вопрос – какого цвета этот предмет – переходит к нему. А взрослый должен отвечать.

Можно начать игру с простых по цвету объектов, а затем усложнять задания – выбирать предметы с несколькими оттенками, с редкими сочетаниями цветов. В случае затруднения можно помочь ребёнку определить цвет предмета, сравнить предметы по цвету, дать более точное название тому или иному цвету, оттенку.

 

Продолжение  следует.

Подготовили:

учитель-дефектолог: Косова Н.И.

воспитатели: Сытникова В.Б., Бурлакова А.А.

Материал подготовлен на основе материалов по тренировке психического процесса «логического мышления»,И.А.Барташниковой, А.А.Барташникова «Учись играя».

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo