Группы

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста

11

декабря

2023

Дошкольное детство – возрастной этап, определяющий дальнейшее развитие человека, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, самостоятельности и становления основ индивидуальности. Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества. Игра является самоценной формой активности ребёнка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным.

Элементы общения появляются очень рано, когда дети еще не умеют строить развернутую сюжетную игру, а играют индивидуально — каждый сам по себе. Обычно в этот период развития игры ребенок сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимания на действия другого ребенка. Однако время от времени, пресытившись собственной игрой, малыш начинает наблюдать, как играет другой ребенок. Интерес к игре сверстника как раз и приводит к попыткам установления определенных отношений. Первые формы взаимоотношений проявляются в стремлении ребенка приблизиться к другому ребенку, играть с ним рядом, в желании уступить часть места, занятого для своей игры.

На следующем этапе ребенок начинает более интенсивно общаться со своими сверстниками. Он активно ищет повода для совместной деятельности, для установления отношений. Продолжительность общения в этом случае зависит от того, в какой мере ребенок овладел игровым употреблением предметов, умением создавать и реализовывать игровой замысел.

В период, когда игра заключается лишь в выполнении самых элементарных действий с игрушками (катание машины за веревочку, пересыпание песка из ведерка), взаимодействие ребенка со сверстником носит кратковременный характер. Содержание игры еще не дает оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу.

С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

Согласно самой общей классификации, все игры можно отнести к одной из двух больших групп. Фактором различия в них являются формы детской активности и участие взрослого. К первой группе, название которой – «Самостоятельные игры», относится такая игровая деятельность ребенка, в подготовке и проведении которой взрослый не принимает непосредственного участия. На первом плане – активность детей. Дети в таких играх проявляют инициативу, что говорит об определенном уровне их интеллектуального развития.

Вторая группа – игры обучающие, которые предусматривают присутствие взрослого. Он создает правила и координирует работу детей до достижения ими результата. Используются эти игры с целью обучения, развития, воспитания. К данной группе можно отнести игры-развлечения, игры-драматизации, музыкальные, дидактические, подвижные игры. От игры обучающего типа можно плавно перенаправлять деятельность ребенка на этап обучения.

Развитие игровой деятельности дошкольников напрямую связано с развитием их психического состояния. Игра помогает формировать личностные особенности и психические качества ребенка. Именно из игры со временем выходят другие виды деятельности, имеющие место в дальнейшей жизни человека. Игра, как ничто другое, способствует развитию внимания, памяти, ведь она требует от ребенка сосредоточения на предметах для успешного вхождения в игровую ситуацию. Ролевые игры влияют на развитие воображения. Ребенок учится брать на себя разные роли, замещать одни предметы другими, создавать новые ситуации. Игровая деятельность влияет и на становление личности ребенка. Он учится устанавливать контакт со сверстниками, приобретает навыки общения, знакомится с взаимоотношениями и поведением взрослых людей. Тесно слиты с игрой такие виды деятельности как конструирование, рисование. Они уже подготавливают ребенка к труду. Он делает что-то сам, своими руками, при этом стараясь и беспокоясь за результат. В таких случаях ребенка обязательно необходимо похвалить, и это станет для него стимулом для совершенствования.

Игра в дошкольном учреждении способствует развитию сильных языковых навыков и словарного запаса. Дети многое узнают, просто слушая инструкции, рассказы или типичные разговоры между другими людьми. Повторение слов и предложений для участия в обсуждении способствует открытию новых словарных терминов и их значений. Благодаря практике и участию дети начинают понимать, как язык и словарный запас могут облегчить общение, выразить чувства и улучшить диалог в группе.

Но настоящее игровое действие будет только тогда, когда ребёнок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формирующая функция сознания ребёнка. Её проявление в игре имеет свои особенности. Дети используют игровые заместители предметов, которые дают возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая своё название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определённые свойства, ребёнок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Например, что полспички будет мишуткой, целая спичка - мишкой-мамой, коробок - постелькой для мишутки.

В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берёт на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Хотя ребёнок может брать на себя роль коня или страшного зверя, чаще всего он изображает взрослых людей: маму, воспитательницу, шофёра, лётчика. В игре ребёнку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности. Их права и обязанности. Обязанности по отношению к окружающим - это то, что ребёнок чувствует необходимым исполнять исходя из роли, которую он взял на себя.

Для расширения двигательного опыта детей привлекаются игрушки и спортивный инвентарь. В теплое время года это могут быть игры с мячом «Догони мячик», перебежка «Прыгаем как кузнечики», прыжки в игре «Лови бабочек», тренировка лазанья и ползанья, забавы «Прятки», «Догонялки» и др. Кроме того, дети заинтересованно включаются в игры с конструктором, песком, в процессе которых педагог учит ребят играть, придумывая игровую ситуацию опосредованно, например, через игрушку.

Виды игр могут разнообразно комбинироваться. А также подключаются игры с природным материалом, связанные по своей сути с программой по ознакомлению с миром вокруг, развитием речи.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми: - это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает ощущать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки товарищей самостоятельно.

В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на: дидактические, подвижные и музыкальные.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу, она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия являются средствами игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи, незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Подвижные игры – в основе их лежат разнообразные движения, бег, прыжки, лазанье и т.п. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания – все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон, для общего физического развития. Подвижные игры включают комплексы движений разного рода. Эти игры формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность.

Традиционные или народные игры – лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым или досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна. Народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.

Результатом игры является более глубокое понимание детьми жизни и деятельности взрослых, их обязанностей, переживаний, мыслей и отношений. Игра развивает наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и волю. Важнейшим результатом игры является глубокое эмоциональное удовлетворение детей самим процессом игры, в максимальной степени удовлетворение их потребностей и возможностей для эффективного познания окружающего мира и активного общения с людьми. Таким образом, можно сказать, что развитие всех сфер личности ребенка происходит в игре.

Игра в жизни ребенка очень важна. Это нужно понимать как родителям, так и воспитателям. Нужно всячески развивать интересы детей, поощрять их стремление к победе, к лучшему результату. По мере подрастания ребенка нужно обеспечивать его игрушками, которые влияют на умственное развитие. Не забывайте сами играть с ребенком, ведь в эти моменты он чувствует важность того, что делает.

Список литературы:

  1. Касаткина Е.И., Иваненко С.С, Реуцкая Н.А, Смирнова Н.А., Смирнова А.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры - издательство Вологодского института развития образования, 2016.
  2. Недопасова В.А. Растем играя: Пособие воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 2009.

Материал подготовили:

учитель-дефектолог Точилина М.В.

воспитатель Конькова С.П.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo