Группы

СКАЗКИ ЧИТАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ

18

апреля

2024

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями,

может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари.

Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Однако познать мудрость самостоятельно им не удается. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.

Сказки – самые любимые произведения детей. Роль сказки в развитии ребенка многогранна она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильную речь.

Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала - колыбельными, затем - пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим  в целом. Вы спросите: "Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории "из жизни"? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.

Сказка по развитию связной речи преследует такие цели:

  • создание коммуникативной направленности речевых высказываний
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи
  • развитие диалогической и монологической речи
  • приобщение детей к истокам народной культуры.

Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих как социальное, так и речевое развитие детей, являются сказки. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.В. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, разнообразные определения, которыми оперирует ребёнок. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яростью, как в народных сказках. Присущие сказкам необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как важнейший фактор развития связной речи детей в широком смысле и, в особенности, детей с ОВЗ.

Сказки делятся на несколько групп:

  • сказки о животных;
  • сказки о взаимодействии людей и животных;
  • сказки-притчи;
  • бытовые сказки;
  • сказки-страшилки;
  • заветные сказки;
  • волшебные сказки.

Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные герои. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака.

Сказки о животных. Здесь главные персонажи – животные (лиса, медведь, заяц т.д.). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество. Кот – умный, лиса – хитрая, медведь – сильный. Примеры: «Теремок», «Репка», «Колобок».

Социально-бытовые сказки иллюстрируют реальную жизнь. Герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки сатирические, в них много юмора и каламбура. Примеры: «Каша из топора», «Барин и плотник», «Мужик и поп».

У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Родителям стоит больше внимания уделять сказке. Когда взрослый читает ребенку сказку или вместе с ним ее сочиняет, происходит важнейший момент объединения двух миров: мира взрослого и мира ребенка, в волшебном сказочном пространстве. Сказка - это замечательное средство семейного общения и развития ребенка. Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и его фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться.

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом в развитии речи детей. Влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет важные для формирования речи функции: расширяет словарный запас ребенка, передает готовые художественные обороты и метафоры, показывает пример составления различных предложений, естественным образом знакомит с грамматическими основами. Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать наиболее впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольников.

Идеальное время для сказки - перед сном. Если у ребёнка есть чёткий ритуал на укладывание, обычно к этому моменту он успокаивается, укладывается и вам не надо будет бегать за ним с книгой;

Не надо тараторить, словно бы хотите поскорее отделаться. Читайте медленно, разборчиво. Если у ребёнка сложности с пониманием речи, можно упрощать чтение, пропуская не важные для сюжета слова;

Надо стараться читать выразительно, с эмоциями. Для нас, взрослых, это всё кажется ерундой. Некоторые даже стесняются это делать, боясь показаться несерьёзными. Но именно на эмоциях и впечатлениях строится внимание маленького ребёнка - у вас будет больше шансов, что ребёнок заинтересуется и послушает;

Каждого нового сказочного персонажа желательно наделить собственным выразительным голосом. Так вы упростите ребёнку задачу понимания того, кто в сказке сейчас что-то говорит или делает. Кроме того, этот простой приём неплохо развивает артистичность и эмоциональную сферу самого ребёнка. Когда малыш сам начнёт пересказывать сказки, он будет копировать вас, в том числе повторяя за вами интонацию, мимику и изображая эмоции.

Используйте дополнительные материалы - книжки с качественными, яркими картинками. Визуальное подкрепление, как правило, очень хорошо работает, когда ребёнку скучно просто слушать сказку или есть проблемы с пониманием обращённой речи. Читая книжку с картинками, надо показывать ребёнку всё, что вы прочитываете. Говорите "Дед" - показываете деда, "Баба" - тут же показываете бабушку. Слушание тут же подкрепляется визуальными подсказками, в результате ребёнок не перенапрягает внимание и ему интереснее вас слушать, так как он не теряет нить повествования.

Какие сказки читать?

Кумулятивные! За заумным словом "кумулятивные" скрываются всем известные древние, народные сказки типа "Курочка-Ряба", "Репка", "Колобок". Кумулятивными они являются потому, что рассказ кумулируется (накапливается) и разрастается от персонажа к персонажу: Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут... и.т.д. Как видите, слова в сказке многократно повторяются, а сюжет очень бедный и фактически с каждым шагом наполняется только новым персонажем. Для нас, взрослых, это может быть скукота, но для ребёнка подобная сказка идеальна потому, что:  очень легко следить за сюжетом, поэтому меньше шансов, что ребёнок запутается в персонажах, перестанет понимать что вообще происходит и выключит внимание;  Бытовой сюжет - если не всё, то многое в этих сказках ребёнок встречал наяву, а значит ему легче будет переварить информацию;  Много повторяющихся слов, есть своеобразная ритмичность, как в стихах - тренируется словесная память; Несмотря на лёгкость сюжета, от ребёнка всё равно требуется удерживать внимание, включать фантазию, представляя себе персонажей и их действия, устанавливать причинно-следственную связь между событиями и действиями персонажей. Кумулятивные сказки попроще: "Колобок", "Репка", "Курочка Ряба", "Теремок", стихотворение "Дом, который построил Джек". Кумулятивные сказки сложнее: "Лубяная избушка", "Три медведя", "Лисичка со скалочкой", "Петушок и бобовое зернышко".

С помощью сказки вы, родители, сможете развивать у ребенка:

  • умение слушать, познавать
  • сравнивать, сопоставлять
  • связную речь
  • интерес к учебе
  • мышление, внимание
  • память
  • воображение
  • эстетические чувства.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл, остаются подлинными, «взрослыми».

Поэтому те уроки, которые дает сказка – это уроки на всю жизнь и для маленьких, и для взрослых. Для детей это ни с чем несравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживает свое порой неожиданное воздействие на ребенка.

Поиграйте вместе с детьми!

Игра «Сказочник»

Предложите ребенку стать сказочником и придумать свою историю с героями сказки.

Игра «Фантазия»

Ребенок выбирает героев сказки, но не называет их, а изображает мимикой, жестами, движением. Взрослый отгадывает и хвалит за старание.

Игра «Накорми животное»

Взрослый показывает героев сказки, а ребенок придумывает слова - еду, которую любит животное. Например: медведь любит ягоды, насекомых, червей, ящериц, лягушек, грызунов, ловит рыбу, если вблизи есть водоем.

Игра «Прятки»

Спрячьте одного из сказочных героев и спросите, кого не стало.

Рекомендации для родителей:

  1. Прививайте интерес ребенка к чтению с раннего детства.
  2. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  3. Выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  4. Если вы читаете ребенку сказку, старайтесь прервать чтение на самом интересном моменте.
  5. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил, ранее прочитанный текст.
  6. Рассказывайте ребенку об авторе, прочитанной книги.
  7. Рекомендуйте ребенку книги своего детства.
  8. Воспитывайте бережное отношение к книге.
  9. Дарите ребенку книги с дарственной надписью, с теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях.

Материал подготовили:

учитель-дефектолог Точилина М.В.

воспитатель  Конькова С.П.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo