Группы

Значение игры при подготовке детей к школе

27

марта

2023

“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться.

Игровая деятельность – ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре.

Детские игры во всем их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры. Справедливы слова Н.К. Крупской об игре как «серьезной форме учения». Ребенок - существо растущее и развивающееся. В свое время А. С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности. Кроме того, по словам А.С. Макаренко, игра готовит детей к тем нервно-психическим затратам, которые требует труд.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи. Игра развивает познавательные процессы личности — внимание, память, восприятие, мышление, воображение, тренируют наблюдательность и ум, формируют эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника, способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию.

Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение.

В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция - важнейшие характеристики свободной игровой деятельности играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т.п.); чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения с взрослыми и сверстниками.

В детском саду мы рисуем, лепим, вырезаем, клеим, складываем узоры из мозаики, собираем кубики по образцу, занимаемся с различными конструкторами и все это в игровой форме.

Изобразительная деятельность оказывает огромное влияние на подготовку детей к письму. Особое значение имеет

Декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров.

При этом ребенок практически осваивает изображение различных элементов узора, приемы Расположения элементов на плоскости. Учится правильно распределять  направление линий и движения. При рисовании и изготовлении поделок ребенок учиться концентрироваться и сосредотачиваться, развивается его усидчивость. Лепка и рисование благоприятно влияют на нервную систему в целом. На занятиях по изобразительной деятельности наряду с развитием творчества и  подготовки руки к письму мы решаем и  коррекционные задачи:

  • развитие мелкой моторики;
  • формирование сенсорных эталонов;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  • навыков использования эталонов при анализе предметов окружающего мира.

Любая игра подчиняется правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил. Конечно, Вы сейчас можете возразить, что в процессе обучения, а особенно в школе, также нужно придерживаться определенных правил. Это верно, но различие состоит в том, что школьные правила установлены кем-то – и ребенок подчиняется им просто, потому что надо, а правила в игре устанавливаются им же самим, по собственному желанию – и здесь он выступает творцом и добровольным (а не по принуждению) исполнителем.

Играя с детьми дома, важно соблюдать несколько условий:

  • четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
  • занимать в игре позицию равноправного партнера;
  • во время игры давать ребенку возможность быть в роли участника, так и ведущего;
  • варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменениями игрового содержания;
  • обязательно поощрять победителя игры.

Готовя ребенка к школе, родители должны учитывать психолого-педагогическую ценность игр и игрушек для этой цели, заботиться о том, чтобы дома было место для игры и хранения игрушек-это поможет приучить ребенка к бережливости и аккуратности. При этом им необходимо наблюдать за играми дошкольника, обращать внимание на то, кого он изображает, разнообразны ли сюжеты игр, умеет ли ребенок придумывать новые интересные сюжеты, выполняет ли правила игры. Именно в процессе игры происходит формирование личностной готовности дошкольника к обучению. Разнообразное содержание развивающих игр (сюжетно-ролевых или дидактических) позволяет родителям в домашних условиях реализовать интеллектуальное направление ребенка по подготовке к школе.

В играх у детей развивается личность во всех сферах: познавательной, эмоциональной, социальной, творческой, двигательной и мотивационной. Существует огромное количество игр, цель которых сформировать те или иные навыки ребенка, дать ему новую информацию о мире, воспитать положительные черты характера.

В играх со шнурованием улучшаются глазомер, внимание, усидчивость, укрепляются пальцы и вся кисть руки (мелкая моторика). Это наилучший способ подготовить руку к письму.

Подвижные игры развивают силу, выносливость, ловкость, улучшают осанку.

Командные игры учат ребенка сотрудничать, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликтные ситуации (пусть порой и с помощью взрослых).

В ролевых играх дети привыкают справляться со своими эмоциями. Радоваться и показывать свое счастье на людях, скрывать в нужные моменты грусть и разочарование, переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

Пальчиковые игры стимулируют развитие речи, пространственное мышление, внимание, воображение. Дети лучше запоминают стихотворные тексты, и их речь становится более выразительной.

Играя в конструкторы, строительный материал и различные технические игрушки у ребенка развивается изобретательность, проявляются конструкторские способности и интерес к строительству и технике. Театральные игры обогащают детское художественное восприятие.

Обогащайте совместные прогулки на природе или прогулки по городу игровыми познавательными моментами. Изучайте окружающий мир вместе с детьми. Совместно разгадывайте тайны, придумывайте викторины, загадки, учите быть наблюдательными.

Вместе с детьми изучайте историю семьи, своей фамилии. Превратите это в увлекательную игру создания своей родословной.

Родитель может выбрать игру по своему вкусу, но обратите внимание на те, которые формируют внимание, память, сосредоточенность: «Кто ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки не хватает?», «Сделай так же». Развивают детские представления о качествах и свойствах предметов  игры: «Что из чего сделано», «Магазин "Ткани"», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой,  же предмет» (по цвету, величине, форме). Развивают логическое мышление  игры: «Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине».  Развивают речь игры: «Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание стихов». Не забывайте о подвижных и спортивных играх. Они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение.

Значительную часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком. Например, готовя, предложите поиграть в игры «Большой — маленький», «Какого цвета», «Придумай слово». Так же можно сочинить с детьми сказку, сосчитать предметы на кухне, придумать задачу, посоревноваться в скороговорках.

«Тот, кто не умеет говорить – карьеры не сделает» Эта фраза Наполеона должна заставить задуматься родителей будущих школьников: а всё ли они сделали для того, чтобы будущая карьера их чада получила хороший старт в начальной школе? Пусть пока мы не знаем, кем будет в профессиональном плане наш ребёнок. Мы точно знаем, что правильная речь пригодится ему, кем бы он ни стал. Но это в будущем. А сегодня он должен так ясно строить свою речь, чтобы слова не мешали, а, наоборот, помогали выстраиваться в правильную перспективу мыслям. Готовность к школе неразрывно связана с уровнем развития речи. Взрослые должны обязательно оценить: чётко ли ребёнок выговаривает слова; может ли назвать и обозначить основные окружающие его предметы. Способен ли участвовать в общем разговоре, легко ли ему отвечать на вопросы взрослых, рассказать историю, описать произошедший с ним случай? В случае недостаточного уровня развития речи ребёнка не надо его ругать, надо с ним… поиграть.

Старайтесь играть с ребенком в игры с осязаемыми предметами. Конечно, сегодня есть много отличных игр на телефоне или планшете, которые помогают выучить буквы, усвоить счет и попрактиковаться в логике. Однако во всех этих приложениях есть несколько существенных недостатков:

Они не развивают устную речь ребенка, ведь ему не нужно разговаривать с телефоном. Безусловно, есть задания, где надо повторять названия или определенные фразы в тему занятия, однако это не заменит «живого» разговора.

Отсутствует тактильный контакт и развитие мелкой моторики. Одно дело пару раз провести по экрану, и совсем другая нагрузка при работе с бумажными карточками, палочками или карандашами.

Нет ощущения командной работы и взаимодействия с взрослыми. По сути, ребенок предоставлен сам себе, а это не способствует формированию и взрослению личности, ведь помимо знаний, ребенку требуются навыки общения и взаимодействия.

Играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий:

  • четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
  • занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребенка;
  • во время игры дать ребенку возможность быть в роли, как участника, так и ведущего;
  • варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
  • обязательно поощрять победителя игры.                 

Как организовать игру:

  1. Никогда не отказывайтесь поиграть с ребёнком, даже если  вам некогда.
  2. Подбирайте игры не слишком трудные, но и не слишком лёгкие, так как интерес падает в том и в другом случае.
  3. Подробно объясняйте правила игры. Будьте объективны в оценке игрового результата. Поддерживайте ребёнка, если игра «не клеится», хвалите за честное стремление к победе.
  4. Придумывайте новые игры вместе с ребёнком. Дайте ему возможность самому придумывать разные варианты одной игры.
  5. Занимаясь дома с ребёнком, берите себе роль ученика, а не учителя. Превратитесь в совсем глупенького, непонимающего первоклашку и задавайте ребёнку различные вопросы («Почему?», «Зачем?»)
  6. Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.

Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком!

Материал подготовили: 

учитель-дефектолог  Точилина М.В.

воспитатель  Конькова С.П.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo