Группы

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1

декабря

2023

Истоки способностей и дарования детей

находятся на кончиках пальцев.

В.А.Сухомлинский

На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности  движения пальцами, то есть мелкая моторика. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно, и развивать речь. После исследований отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки как орган речи есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями  и пальцами рук и ног.

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще, что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук  в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и даже в начальных классах.

Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи.

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и даже в начальных классах.

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Работая с детьми с задержкой психического развития, педагоги отмечают, что у большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Отмечаются нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость и истощаемость движений, недостаточно сформированы графомоторные навыки, это мешает им в овладении навыков самообслуживания. Дети с задержкой в развитии держат ложку в кулаке, не умеют застегивать пуговицы, завязывать шнурки, испытывают трудности в работе с конструктором, мозаикой, пазлами. Неправильно держат ножницы в руках, часто отказываются рисовать, потому что большинство из них  плохо владеют карандашом, поэтому линии рисунка в основном получаются кривые, неточные и слабые.  При выполнении любого задания, где требуется использование пальцев рук, у детей наблюдается быстрая усталость и потеря интереса к данному заданию. Что еще раз говорит о необходимости работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.  Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро.

Для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в детском саду используют разные виды художественного творчества: рисование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, с разными видами круп. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры:

Сортировка мелких предметов

Упражнение с пинцетом

Берем бусины и перекладываем их.

Помпон и пинцет

Требуется разложить помпоны в стаканчики при помощи пинцета.

Упражнение с пипеткой

Для этого упражнения нужны пипетка и небольшие емкости для переливания жидкости.

Кукольная одежда на прищепках

Развешивание кукольной одежды на веревку при помощи прищепок.

Отдели фасоль от гороха

Предложить ребенку при помощи пинцета отделить фасоль от гороха.

Упражнение с дыроколом

Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать  дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или  ленточку и продеть ее в отверстия.

Болты и гайки

Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.

Трубочки для коктейля

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

Бусы

Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.

Рисунок из фасоли

На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например,    человечка. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.

Зубочистка

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

Переливание жидкостей и не только

Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.

Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек

банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему ребенку сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности.

Если ребенка не увлекают такие развивающие игры, предложите ему настоящие дела:

  • снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире
  • чистить мандарины
  • очищать скорлупу яиц, сваренных в мундире
  • разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок)
  • собирать с пола соринки

Приучайте детей одеваться и обуваться самостоятельно. Расстегивание и застёгивание пуговиц, надевание колготок, носочков, выворачивание их налицо – все эти действия не только приучают ребёнка к самостоятельности, но и развивают мелкую моторику. Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не уступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребёнка, больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики – неотъемлемая часть общего развития ребёнка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребёнка к школе.

Однако стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей не только способствует речевому развитию, но и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

Будьте терпеливы, помните, что развитие мелкой моторики требует больших усилий и терпения, как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

 

Материал подготовили:

учитель-дефектолог  Точилина М.В.

воспитатель Конькова С.П.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo