Специалисты

Игровые упражнения для предупреждения развития плоскостопия у детей

26

июня

2020

 

«Вместе с мамой, вместе с папой, вместе с братом и сестрой.»

      

Плоскостопие - статическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Нередко плоскостопие бывает одной из причин нарушения осанки. Дети, страдающие плоскостопием, не могут долго стоять и ходить, быстро устают, жалуются на боли в ногах и спине.

 

Причинами развития плоскостопия обычно бывают: 

  • раннее вставание и ходьба, 
  • слабость мышц стоп, 
  • чрезмерное утомление мышц стоп в связи с длительным пребыванием на ногах,
  • избыточный вес,
  • неудобная обувь, 
  • ряд заболеваний (например, перенесенные рахит, полиомиелит), 
  • травмы стопы и голеностопного сустава (вывихи, подвывихи, переломы) и т. д.

Чем опасно плоскостопие?

  

В раннем возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, в дальнейшем, по мере роста ребенка, этот недостаток может увеличиваться и причинять много неприятностей.

 

Порой, родители не осознают серьезность этого заболевания, так как со стороны оно поначалу не заметно и, на первый взгляд, не оказывает значительного негативного влияния на ребенка. Однако это заблуждение может привести к печальным последствиям.

 

Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» (встряска) достается голени, тазобедренному суставу, что может привести к артрозам, позвоночному столбу.

 

Поэтому важно предупреждать плоскостопие.

 

Подбор специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев – это одно из средств предупреждения плоскостопия.

  

Игровые упражнения: «Вместе с мамой, вместе с папой, вместе с братом и сестрой!» для предупреждения развития плоскостопия у детей.

  1. «Забавный балет».

Встаньте со своим ребёнком на коврик напротив друг друга, ноги слегка расставьте, возьмитесь за руки. Поднимитесь на носки, досчитайте до трех, опуститесь на всю стопу.

Выполните упражнение 3—4 раза, стоя на месте, затем — делая небольшие шаги вправо-влево, после этого на носках походите по кругу хороводом. Напоминайте ребёнку, что спину нужно держать прямо, подбородок не опускать.

  1. «Едем-едем-едем на велосипеде».

Сядьте со своим ребёнком на коврик напротив друг друга на небольшом расстоянии. Руки поставьте за спину с упором в пол. Стопами своих ног ребёнок упирается в ваши стопы. Выполняйте поочередные движения, имитируя езду на велосипеде (колени движутся от себя — к себе). Сначала движения выполняются в медленном темпе, а затем в более быстром. Необходимо следить, чтобы стопы ребёнка были всегда плотно прижаты к вашим стопам.

  1. «Поможем маме».

На коврике рассыпаются карандаши, фломастеры, кусочки ткани, пластмассовые крышки от пластиковых бутылок, фантики и др. Папа и ребенок садятся на коврик или на стульчики друг напротив друга, между ними на пол ставится коробочка. Папа предлагает ребёнку помочь маме прибраться в комнате. Все предметы с ковра необходимо собрать в коробочку, захватывая их пальцами ног. Руками помогать нельзя! Движения выполняются поочередно обеими стопами. По мере освоения игрового упражнения сбор предметов можно выполнять из положения стоя, передвигаясь по коврику небольшими шагами.

  1. «Мы — строители».

Расположитесь вместе с ребёнком на коврике друг напротив друга, опираясь руками на коврик позади себя. Перед собой в произвольном порядке рассыпьте детали от конструктора (кубики, кирпичики, цилиндры и т. д.). По очереди, захватывая стопами одну деталь конструктора за другой, выполняйте какую-либо постройку (башню, домик и т. п.). Необходимо отметить, что в процессе выполнения упражнения в работу включаются не только мышцы ног и стоп, но и мышцы брюшного пресса. Если ноги у ребенка устанут, рекомендуется предложить ему встать и походить по полу.

  1. «Почтальон принес письмо».

Сядьте с ребёнком на коврик друг напротив друга, руки за спиной в упоре сзади, ноги согнуты в коленях. Ребенку даётся конверт из плотной бумаги, который он захватывает большим и указательным пальчиками ноги и затем, выпрямляя ножку, передает его вам. Вы, выполняя те же движения, передаёте конверт обратно ребёнку. При передаче конверта рекомендуется поочередно менять ноги (правая — левая).

  1. «Шагаем по дорожкам».

Ребёнок вслед за вами повторяет следующие движения:

- ходьба босиком приставным шагом по толстому шнуру, ставя ногу серединой стопы на шнур;

- ходьба по коврику с нашитыми на него пуговицами разного размера (ногу ставить на коврик плотно);

- ходьба по коврику с нашитыми на него полыми корпусами от фломастеров (ходить по коврику следует скользящим шагом).

  1. «Веселые друзья».

Встаньте с ребёнком на коврик рядом друг с другом. Показывайте имитационные движения, ребёнок повторяет их вслед за вами. Необходимо обращать внимание ребёнка на то, что спину надо держать прямо, подбородок чуть приподнять, смотреть вперед.

      8.«Мишка»

 Ходьба на внешней стороне стоп, руки согнуты в локтях, ладони вперед, пальцы рук широко расставлены (при ходьбе можно произносить звук «р-р-р»).

  1. «Гусь»

 Ходьба на пятках, руки в стороны- вниз (можно произносить «га-га-га»).

  1. «Лисенок»

 Плавная, мягкая ходьба, ступая с носка на всю ступню (при этом разноименную руку плавно направлять вперед перед грудью).

  

Важное значение имеет правильный выбор детской обуви.

  

                                          Как правильно выбрать детскую обувь?

 

1. Обувь должна соответствовать форме, размеру стопы.

2. Подошва должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы. При этом нарушается походка.

3. Подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушаются сцепление пальцев с опорной поверхностью и толчковая функция стопы.

4. Слишком мягкая подошва также не допустима, так как способствует формированию плоскостопия при ходьбе по жёсткому грунту, асфальту или полу.

5. Каблук. Важным элементом обуви для дошкольников является каблук, высота которого влияет на распределение нагрузки на различные отделы стопы, её положение. Высота каблука не должна превышать 5 – 10 мм.

6. Фиксированный задник. В профилактике деформации стопы особое значение имеет наличие, фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает её отклонение наружу.

7. Прочная фиксация в носовой части. Открытый носок в летних туфлях, часто используемых в качестве сменной обуви, приводит к неустойчивому положению стопы. Кроме того, возникает угроза травматизации пальцев.

8. Хорошая вентиляция обуви. Для обеспечения оптимального температурно-влажностного режима внутри обувного пространства необходимы такие конструктивные решения (переплетение ремешков, дополнительные «окошки» и др.), которые позволяли бы осуществлять хорошую вентиляцию обуви.

 

Если все требования к детской обуви будут учтены, дорогие родители, поверьте, у вас будут здоровые дети. Передвигаясь в правильной обуви, ваши дети не будут уставать, полюбят длительные пешие прогулки, походы и вырастут сильными и закалёнными людьми.

 

Уважаемые родители! Важно предупреждать плоскостопие у детей, а если оно все-таки появилось, своевременно проводить его коррекцию и лечение.

                                     

Успехов вам и здоровья!

  

Литература: Журнал «Здоровье дошкольника» №14

   

Материал подготовила

инструктор по ФК

Никитина Л.Н.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo