Специалисты

Формирование у детей с ЗПР представлений о составе числа

7

декабря

2021

Одна из важнейших задач образовательной деятельности по формированию математических представлений у дошкольников с ЗПР -выработка полноценных вычислительных навыков, которые необходимы при обучении математике в начальных классах.

Дети с ЗПР в силу своих особенностей испытывают затруднения в овладении самыми элементарными математическими представлениями, знаниями и навыками.

Решение такой образовательной задачи как формирование полноценных вычислительных навыков требует от учителя-дефектолога и педагогических работников с детьми с ЗПР поиска эффективных средств.

Согласно программе «Подготовка к школе детей с ЗПР», к концу учебного года дети подготовительной группы должны знать состав чисел в пределах 10 и уметь использовать его для нахождения суммы и разности.

Можно выделить следующие последовательные этапы:

  1. Подготовительный этап:
  • Увеличение количество предметов на 1, 2, …;
  • Уменьшение количества предметов на 1, 2, …;
  • Присчитывание и отсчитывание по одному.
  1. Составление числа из двух меньших чисел и выполнение определенных арифметических действий:
  • Составлять единое множество из отдельных частей;
  • Разъединение групп предметов (множеств) на отдельные единицы или двух меньших подгрупп и выполнение арифметических действий.
  1. Знакомство со знаками «+», «-«, «=»
  2. Составление и решение примеров.

На первом подготовительном этапе широко используются игры для обучения сравниванию чисел, установлению равенства и неравенства (+1, -1). Например: «Положи на 1 (2) больше, меньше»; «Сколько стало?»; «Сколько пропало?».

Цель второго этапа – учить производить практические действия по объединению и разъединению множеств, то есть учить раскладывать число на два меньших числа, а из двух меньших – составлять одно целое число.

Такие дидактические игры и упражнения дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить математические представления, знания и навыки.

Эти игры и упражнения непосредственно связаны с арифметическими действиями и вычислениями, поэтому необходимо не только рассматривать состав числа, но и выполнять арифметические действия, опираясь на изученный состав. Кроме того, решаются арифметические задачи, позволяющие создать практическую ситуацию, в которой требуется применение изученного.

На третьем этапе при изучении состава числа необходимо знакомить детей с арифметическими выражениями, т.е. показывать способы арифметической записи.

Педагог рассказывает детям о знаках «+», «-«, «=»:

- «+» любит складывать, добавлять, увеличивать;

- «-«  - отнимает, забирает, уменьшает;

- «=» любит когда все поровну.

Для закрепления знаков: «+», «-«, «=» можно использовать обыгрывание ситуаций на занятиях и в повседневной деятельности.

Например, инсценировка:

«В гости к детям приходят знаки «Я+» всем детям помогаю, я складываю, добавляю, прибавляю. Обыгрываются действия раздачи детям игрушек, сладостей, фруктов.

Появляется «-«:

Люблю, люблю я все считать

И отнимать и вычитать!

А почему? А почему?

И сам я даже не пойму!

Все что хочу я забираю!

Я вычитаю, я вычитаю.

Педагог: «Знак «-« не такой плохой знак. Он может забрать не все, а взять чего-нибудь чуть-чуть, чтобы отдать кому-нибудь (поделиться с кем-то).

Давайте подскажем «-« с кем он может поделиться:

Ребенок: -У меня 4 конфеты. Я отдал 1 конфету -Саше….

Цель четвертого этапа: формирование представлений детей о сложении, как объединении совокупности предметов и вычитании, как об удалении из совокупности предметов её части.

Составление и решение примеров необходимо воспроизводить с помощью действий с дидактическим материалом и сопроводительным комментарием – рассказом о своих действиях. Здесь необходима помощь воспитателя в вопросах-подсказках. Например,

«На лесной полянке играли (сколько?) 3 зайчика. К ним из леса прибежали еще 2 зайчика. (Что я сделала? Добавила? Сколько добавила? Сколько стало зайчиков?). Далее состав числа выкладывается в виде математического выражения с помощью чисел и знаков.

Усложнением для формирования представлений о составе числа являются следующие задания:

- Реши пример.

При решении примера закрепляются навыки сложения и вычитания, дети учатся анализировать, что было в начале, что получилось в результате определенных арифметических действий.

- Работа над примером: прочитай пример; какое у нас первое число?; какой знак?; Что надо сделать? Добавить или убрать? Сколько нужно убрать? Сколько получилось? Покажи нужную цифру ответа. Прочти пример. Запиши пример с помощью арифметических знаков.

При решении примеров педагогу надо обратить внимание детей на закономерности и объяснить причину того, что:

1. При решении примеров на сложение:

  • первое и второе число всегда меньше, чем число в ответе;
  • если мы в примере поменяем первое и второе число местами, то число в ответе не измениться, останется тем же;
  • число в ответе всегда будет больше, чем первое и второе число в примере.
  1. При решении примеров на вычитание:
  • первое число всегда будет больше, чем второе число и число в ответе;
  • второе число всегда будет меньше, чем первое и в ответе;
  • число в ответе всегда будет меньше, чем первое и второе число в примере.

Закономерности при решении примеров позволяют нам не только употреблять термины «+», «-«, но и употреблять слова: «увеличить», «уменьшить», т. е. подсказать ответ – «Стало больше», «Стало меньше».

Таким образом, дети изучают состав числа, выполняют арифметические действия (сложение, вычитание). Это позволяет выработать ассоциативные связи между множеством, числом, цифрой, между практическим действием по соединению (разъединению) множеств, т.е. соотносить конкретные предметы и действия с абстрактными математическими знаками.

Данная система (поэтапная работа) по изучению состава чисел способствовала повышению уровня математического развития детей. Дети улучшили свои результаты в заданиях на состав числа, научились пользоваться знаками: «+», «-«, «=», составлять и решать примеры.

Преемственность, эффективное взаимодействие всех педагогов, закрепление и использование приобретенных навыков во всех видах деятельности способствовали положительной динамике в коррекции и развитии детей с ЗПР.

Литература:

  1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно- методическое пособие. -- СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2012.
  2. Баряева Л.Б., Зарин, А. В. Методика формирования количественных представлений у детей с ЗПР. - СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
  3. Капустина Г.М. Формирование элементарных знаний и представлений у детей дошкольного возраста // Дефектология. - 2008. - № 2.
  4. Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 2007.
  5. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.-- М., Педагогика, 2000.
  6. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. - М., Владос. - 2011.
  7. Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет).

Подготовили педагоги группы№3:

Учитель-дефектолог: Федулова Е.П.

Воспитатель: Кучеренко И.А.

Воспитатель: Адамюк О.А.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo