Специалисты

Формирование у детей с ЗПР представлений о составлении и решении математических задач.

12

ноября

2021

При включении ребенка в деятельность по составлению и решению задач необходимо:

  • Поддерживать мотивацию и способность задавать доступные для понимания вопросы.
  • Использовать наглядный материал сенсорной привлекательности для ребенка и обеспечивающий его активную практическую деятельность.
  • В содержание задачи включать темы, отражающие актуальные интересы детей.
  • Закреплять пройденный материал в бытовых ситуациях и во время прогулки т.е. использовать принцип непрерывного повторения.
  • Расширять словарь ребенка, насыщая его новыми терминами и выражениями, следить за точностью их использования.

Поэтапное обучение детей с ЗПР решению простых арифметических задач.

  1. Ребенок сам проигрывает действие, помогая педагогу и отвечает на вопрос: «Я поставил на стол две тарелки. Поставь еще одну. Сколько тарелок стало? Их стало больше или меньше? Почему?». Ответ ребенка: «Я прибавил.» На этом этапе ребенок сам проигрывает действие и сам отвечает на вопрос.
  2. Педагог предлагает ребенку по тексту выполнить действие и дать ответ. «На тарелке лежит 4 яблока. Пришла Таня и ты отдал (угостил) ей 1 яблоко. Сколько яблок осталось на тарелке?»
  3. Педагог не сопровождает текст задачи игровыми действиями, оказывает помощь в понимании условия задачи, задавая вопросы: «Что было?»; «Что произошло?»; «Что нужно узнать?». Дети отвечают на вопросы, педагог предлагает самостоятельно с помощью игрушек смоделировать задачу и дать ответ.
  4. Педагог предлагает текст задачи: «На дереве сидело 3 синички, к ним прилетели еще 2.» Педагог задает вопросы: «Что было?»; «Что случилось?»; «Что стало?»; «Птиц стало больше или меньше?». Чтобы ответить на вопрос «Сколько птиц стало?» «Что надо сделать?» «Прибавить или отнять?»; «Сложить или вычесть?». Дети, отвечая на вопросы, с помощью предметов-заместителей или игрушек моделируют задачу, отсчитывая нужное количество, определяют какое арифметическое действие нужно совершить, решают задачу, находят ответ. Как усложнение, детям можно предложить записать задачу с помощью цифр из счетного набора, используя знаки действия: «+», «-«, «=».
  5. На данном этапе педагог объясняет детям, что в задаче должно быть не менее двух чисел. Он предлагает детям решить задачу, где одно число. Например: «На столе стояла тарелка с конфетами. Маша съела две конфеты. Сколько конфет осталось?» Или «Сегодня в группу пришло 7 детей. Я забрала на занятие в свой кабинет несколько человек. Сколько детей осталось в группе?» Дети должны понять, что такие задачи решить нельзя, так как в них отсутствует число: «Сколько конфет было»; «Сколько детей я забрала на занятие в свой кабинет?». И придумать (исправить) задачу с числовыми данными.
  6. На этом этапе следует дать детям представления о структуре задачи.

Описательная часть, где о чем-то говориться, что-то происходит (случается), где присутствует не менее двух чисел – называется УСЛОВИЕ.

Но этот рассказ без вопроса остается рассказом. В задаче обязательно должен быть ВОПРОС – «Сколько?»

Можно предложить детям несколько вариантов задач:

  1. С условием, двумя числами, вопросом;
  2. Условие с одним числом и вопросом;
  3. Условие с двумя числами и без вопроса.

 И предложить детям определить: это задача или нет. Почему?

  1. На данном этапе – РЕШЕНИЕ задачи. Чтобы решить задачу, надо произвести арифметическое действие с числами: «прибавить», «отнять», «сложить», «вычесть». Поэтому арифметические действия называются СЛОЖЕНИЕМ и обозначаются знаком «+» и ВЫЧИТАНИЕМ и обозначаются знаком «-».

При решении задач важно не только найти способ решения, но и овладеть терминами, проговариванием способа действий. Например, «Для того, чтобы решить задачу (ответить на вопрос задачи) надо сложить два числа (3+1- к первому числу 3 прибавить второе число 1 или (3-1) - из первого числа 3 вычесть второе число1».

Завершающим этапом в решении задачи является ОТВЕТ. Ответ может быть кратким, если педагог спрашивает: «Сколько стало?»; «Сколько осталось?». Или полным: «На тарелке осталось …конфет».

При решении задач педагог должен учитывать уровень развития детей: кому-то -помогать, не требуя развернутого объяснения действий; с кем-то проговаривать вместе; кто-то может полностью (или с помощью подсказок педагога) рассказать: «Для того, чтобы ответить на вопрос задачи надо:

-к числу… прибавить …

-от числа…отнять…

-из числа… вычесть…» в зависимости от того, что спрашивается в вопросе.

При обучении детей решению задач используются схемы записи примера (решения) задачи.

  1. После того, как дети усвоили структуру задачи и овладели способами решения, можно переходить к этапу «Составления задач».

Дети составляют задачи по предложенным педагогом картинам, с использованием магнитной доски, дидактического материала, схем.

Особое внимание требует составление задач из личного опыта. Дети описывают в задаче реальную окружающую их жизнь и свой личный, часто негативный, опыт. Педагогу необходимо в таких случаях проявлять такт, уберечь ребенка от насмешек.

Для формирования практического опыта в решении математических задач необходимо совместная деятельность всех педагогов во всех видах деятельности с использованием окружающих предметов, природы, игрушек.

Педагогам необходимо использовать случайно возникшие ситуации в повседневной деятельности, а также создавать преднамеренно, специально для составления и решения математических задач при наблюдениях в природе, трудовой деятельности, играх, инсценировках, при организации веселых часов, досугов, викторин.

Целенаправленная совместная работа педагогов с детьми способствует расширению кругозора детей, формирует учебные навыки, корректирует и развивает психические процессы.

 

Литература:

  1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно- методическое пособие. -- СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2012.
  2. Баряева Л.Б., Зарин, А. В. Методика формирования количественных представлений у детей с ЗПР. - СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
  3. Капустина Г.М. Формирование элементарных знаний и представлений у детей дошкольного возраста // Дефектология. - 2008. - № 2.
  4. Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 2007.
  5. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.-- М., Педагогика, 2000.
  6. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. - М., Владос. - 2011.
  7. Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет).

               Подготовили педагоги группы№ 3:

Учитель-дефектолог: Федулова Е.П.

Воспитатель: Кучеренко И.А.

Воспитатель: Адамюк О.А.

Музыкальный руководитель: Шохнина Л.А.

news news news news news news news news news news news news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo