Специалисты

Методические рекомендации по организации работы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

19

октября

2023

Дефекты речи у детей с ЗПР проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и обусловлены особенностями их психофизического развития. Поэтому работа по коррекции речи у дошкольников с ЗПР определяется не только характером речевого дефекта, но и учитывает свойственные им психологические особенности. Она тесно связана с развитием их познавательных процессов (восприятия, представлений, мышления), коррекцией недостатков психофизического развития.

Для эффективности работы по коррекции речи у дошкольников с ЗПР необходимо соблюдение следующих условий:

  1. взаимосвязь работы по коррекции речи с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления). Недостаточность процессов восприятия проявляется прежде всего в зрительных, слуховых, кинестетических дифференцировках.
  2. Работа по коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР проводится в тесной взаимосвязи дефектолога, логопеда, воспитателя и музыкального руководителя на занятиях, реализующих программу по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ритмике, музыке.
  3. Системный подход к формированию речи: коррекция на любом этапе проводится над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической).
  4. Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой активности, стимуляции мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.
  5. Учитывая, что ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра, в каждое занятие включаются игровые упражнения, что значительно повышает эмоциональную и умственную активность детей.
  6. Максимальное использование при коррекции речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, рече-двигательного, кинестетического), учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям, учет особенностей психомоторики детей с ЗПР (артикуляционной, ручной и общей моторики).

В задачи по коррекции речи у дошкольников с ЗПР входит:

  • развитие и совершенствование общей моторики;
  • развитие и совершенствование ручной моторики;
  • развитие и совершенствование артикуляционной моторики;
  • развитие слухового восприятия и внимания;
  • развитие зрительного восприятия и внимания;
  • развитие ритма;
  • формирование произносительных навыков, коррекция нарушений звуко-слоговой структуры;
  • совершенствование лексических и грамматических средств языка;
  • развитие навыков связной речи.

Осуществление коррекционной работы условно разделено на два периода. Каждый из них, отличаясь содержанием и объемом усваиваемого материала, взаимосвязан с другим. Целью подготовительного периода является восполнение пробелов в формировании психофизиологических предпосылок развития речи на сенсомоторном уровне, создания базы, необходимой для коррекции нарушений речи у дошкольников с ЗПР.

В этот период проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, развитие ритма, формирование произносительных умений и навыков.

Необходимость развития моторики рук дошкольников с ЗПР обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. По данным М.М. Кольцовой, речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук в процессе их движения, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга, и вследствие этого – развитию моторной функции речи.

В подготовительный период коррекционного обучения включаются различные виды упражнений на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. В начале используются упражнения без речевого сопровождения, затем упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, используются известные народные «пальчиковые» игры.

Для развития ручной моторики проводятся игры с мозаикой, конструирование, зашнуровывание, застегивание пуговиц, обведение контуров, штриховка.

Развитие ручной моторики увязывается с программой по формированию пространственных представлений, обобщенных представлений о форме, величине, цвете, занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Упражнения по развитию ручной моторики проводятся систематически в течение 4-5 минут в процессе каждого занятия подготовительного периода.

Развитие ручной моторики у детей имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки детей к овладению письмом.

Развитие ритма подготавливает детей к работе над звуко-слоговой структурой слова, над ударением и интонационной выразительностью.

В подготовительный период коррекционного обучения большое место отводится развитию мимических движений и движений языка, губ, т.к. у дошкольников с ЗПР мимика лица невыразительна.

Важное внимание уделяется развитию общей моторики на занятиях ритмикой, физкультурой, музыкальных занятиях.

Коррекционная работа по развитию слухового и зрительного восприятия и внимания подготавливает детей к различению и воспроизведению речевых единиц: слов, слогов, звуков. Она проводится в виде игровых упражнений, например: «Будь внимателен, смотри, и за мною повтори», «Кто летит?», «Что звучит?», «Угадай, на чем играю?», «Тихо – громко» и др.

В основной период обучения происходит совершенствование лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи, обогащение коммуникативного опыта (удивление, радость, восторг, огорчение, рассуждение и др.).

Работа по расширению, уточнению и систематизации словаря и развитию связной речи дошкольников с ЗПР происходит на занятиях по формированию и расширению представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, т.е. в ходе специализированного интегрированного курса «Ознакомление с окружающим и развитие речи», которые проводятся 2 раза в неделю.

Программа  курса включает следующие разделы:

  1. Ознакомление с природой.
  2. Ознакомление с жизнью и трудом.
  3. Сенсорное развитие.
  4. Умственное развитие.
  5. Расширение и систематизация словаря.
  6. Обучение построению высказывания.
  7. Развитие устной связной речи.
  8. Дидактическая игра.
  9. Сюжетно-ролевая игра.

Основными задачами занятий по ознакомлению с окружающим и развитию речи дошкольников с ЗПР являются восполнение пробелов предшествующего развития, дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, повышения уровня сенсорного и умственного развития, а также обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи. Решение этих задач происходит в процессе непосредственных наблюдений детьми природных предметов и явлений, а также жизни общества.

В соответствии с тематическим планом занятий, который составляется дефектологом и воспитателем совместно, в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира дети научаются вести наблюдения, осуществлять планомерный анализ конкретного объекта или явления, проводить сравнение двух предметов по определенному плану, выделяя общие и отличительные признаки, классифицировать предметы и их изображения на группы на основании родового признака, называть группы однородных предметов и их изображений обобщающими словами, производить классификацию конкретных предметов и их изображений без практического деления их на группы, устанавливать с помощью взрослого простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных явлений. Таким образом происходит активизация мыслительной деятельности и речи старших дошкольников с ЗПР, т.к. эти два процесса находятся в тесном единстве и взаимосвязаны между собой.

Становление полноценного восприятия окружающей действительности происходит в процессе повседневной предметно-практической деятельности. Специальное ознакомление детей со свойствами и признаками предметов и явлений организуется на занятиях в детском саду в ходе разнообразных дидактических игр и упражнений, разработанных в соответствии с исследованиями А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгера, Н.Н. Подъякова, В.С. Мухиной и др.

Психические особенности дошкольников с задержкой развития требуют организации специальной коррекционной работы, направленной на обогащение их чувственного опыта. Эта задача решается при изучении темы «Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве».

Изучение данной темы предполагает развитие у детей умения различать форму, величину, цвет; ознакомление со свойствами материалов и вариантами расположения предметов и их частей в пространстве; расширение и активизацию словаря на основе ознакомления с изученными свойствами.

У детей вырабатывается умение различать и правильно называть все основные цвета и оттенки, в активный словарь вводятся предметно-образные названия цветов (морковный, лимонный).

Обучение детей пониманию пространственных отношений между реальными предметами и их частями предполагает формирование умения воспроизвести эти отношения сначала на листе бумаги, в пространстве, а затем уже словесно. Дети овладевают приемами сопоставления предметов: накладывают их один на другой при ознакомлении с формой, прикладывают их друг к другу при знакомстве с величиной и распознании цвета.

В процессе занятий дети усваивают родовые понятия, что предполагает, с одной стороны, накопление видовых понятий (названий конкретных предметов), с другой – владение общими наименованиями соответствующих групп предметов (растения: деревья, цветы, овощи, фрукты; животные: домашние и дикие, жарких стран и севера и т.п.).

Усвоение родовых понятий первоначально происходит в форме практической деятельности по распределению на группы реальных предметов и их изображений, что подготавливает переход к выполнению аналогичных действий в уме, т.е. во внутреннем плане.

В практической деятельности выделенный ребенком существенный признак, на основании которого он создает ту или иную группу однородных предметов, как бы подкрепляется зрительно, наглядно, а в словесной классификации он существует лишь в умственном плане.

Для того, чтобы дети получили достаточный опыт в словесной классификации, широко используются логические упражнения («Что лишнее?»)

На первых этапах обучения речь дошкольника бедна и однообразна. Они употребляют неточные выражения, часто дополняют свой рассказ мимикой и жестами, обращают внимание на несущественные детали. Имея знания для ответа, они часто не могу сформулировать свою мысль, найти подходящие слова для ответа. Данные трудности диктуют необходимость ставить специальную коррекционную задачу – обучение построению высказывания. Составление рассказов по сюжетным картинам, по серии последовательных картин, рассказов-описаний способствует развитию связной монологической речи.

Успешное преодоление недостатков речи у дошкольников с ЗПР возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива ДОУ. Тесная взаимосвязь логопеда, дефектолога, воспитателей, музыкального руководителя возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы, разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. Важно, чтобы все педагоги ДОУ одновременно каждый на своем занятии решали задачи коррекционно-развивающего обучения. Только в этом случае коррекция недостатков речевого развития у дошкольников с ЗПР может осуществляться в системе.

Педагоги группы «Морячок»:

Учитель-дефектолог: Е.П. Федулова,

Воспитатели: И.А. Кучеренко,

О.А. Адамюк

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo