Специалисты

Сказка, как средство развития речи детей дошкольного возраста

7

декабря

2021

На современном этапе воспитания детей отмечается повышенное внимание к развитию личности ребенка, качественному улучшению его речевого общения. Основная задача речевого развития ребенка – это владение правилами и нормами родного языка, а также развитие коммуникативных способностей.

Дошкольный возраст является активным периодом для усвоения ребенком родного языка, а также развитию всех сторон речи. Чтение художественной литературы оказывает благоприятное влияние на словесное творчество детей.

Восприятие дошкольниками художественной литературы происходит разными способами: выразительное чтение педагога, беседа о прочитанном, рассматривание иллюстраций, объяснение непонятных слов и оборотов языка.

Важно воспитывать любовь и интерес к книге, умение внимательно слушать произведение и понимать его содержание. Необходима систематическая и целенаправленная работа по знакомству детей с содержанием сказок.

Подготовительная работа проводится перед прочтением сказки и служит для организации внимания детей. Это демонстрация картинок, отгадывание загадок о персонажах, объяснение и уточнение отдельных слов. Текст сказки читается дважды в медленном темпе. Разбор содержания проводится в вопросно-ответной форме и направлены на определение основных моментов сюжетного действия и наиболее значимых деталях повествования.

В качестве специальных средств для развития связной речи дошкольника при обучении пересказу, можно использовать сюжетные картинки как наглядный план высказывания. Зрительная опора на картинный материал поможет восстановить последовательность событий и полноту содержания сказки.

В работе по ознакомлению с художественной литературой можно использовать разные виды игр. Драматизация сказок привлекает внимание детей яркостью, динамичностью смены действий, возможностью выражать свои чувства словом, жестом и эмоциями.

Словарная работа со сказкой, как с художественным образом формирует у дошкольников активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу творческих способностей ребенка. Пересказывая текст сказки, ребенок учится называть героев, озвучивать их, передает готовые художественные обороты, показывает пример составления различных предложений, естественным образом знакомится с грамматическими основами.

На завершающем этапе работы со сказкой можно поиграть в такие игры: «Сказочное лото», «Старая сказка на новый лад», «Знаешь ли ты?», «Узнай героя сказки по описанию», «Кто где живет?», «Найди ошибку», «Отгадай загадку», «Узнай сказку по нарисованному предмету», «Разноцветные ответы», «Удивительные превращения» и т.д.

Самостоятельное сочинение сказок и составление продолжений историй приближает ребенка к уровню монологической речи, который потребуется ему на этапе школьного обучения.

Родители могут внесли вклад в развитие речи ежедневным чтением книг, обсуждением поступков положительных и отрицательных героев, нахождения скрытого смысла сказки, помогая установить связь между событиями и строить речевые умозаключения.

Чтение книг обогащает словарный запас, развивает мышление, воображение, позволяет фантазировать и делает речь насыщенной, глубокой и всесторонне развитой.

Материал подготовила:

учитель-логопед

Точилина М.В.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo