Специалисты

Арт-терапия в ДОУ: универсальность и необходимость

26

марта

2021

Арт-терапия в ДОУ: универсальность и необходимость

В общей мировой практике решения психологических проблем дошкольный возраст, несомненно, занимает особое место. Связанно это в первую очередь со спецификой ведущей деятельности детей, их своеобразным восприятием мира, бурным темпом развития, постоянно сменяющимися задачами познавательной деятельности, резкой сменой возрастных кризисов. В силу перечисленных причин, подбор методик для развивающей и коррекционной работы зачастую оказывается не таким простым, как может показаться на первый взгляд. Многолетний опыт успешного функционирования дошкольной образовательной системы показал, что наиболее универсальным и действенным способом оказания всесторонней психологической помощи дошкольникам является арт-терапия, как способ творческого самовыражения через различные средства изобразительного искусства. Преимущества арт-терапии многочисленны. Прежде всего, это соответствие требованиям данного возрастного периода. Стремление к творчеству в детском возрасте всеобъемлюще и является главным стимулом в развитии. Понимание этого факта, как основной потребности ребенка, делает арт-терапию основным ключом к решению самых разнообразных задач психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Тревожность, неуверенность в себе. Ничто лучше не раскрепощает ребенка как возможность свободно выразить себя в какой-либо творческой деятельности, будь то рисование, аппликация, лепка или сюжетно-ролевая игра. Таким образом, не только быстро и легко устанавливается контакт, но и одновременно проводится диагностика эмоционально-волевой сферы, выявляются особенности характера. Любые арт-терапевтические приемы активизируют внутренний творческий потенциал, убирают барьеры в общении, помогают преодолеть страхи и повышают уверенность в себе.

Агрессивность, гиперактивность. В любой творческой работе задействовано сразу несколько психических процессов – речь, мышление, внимание, память, а также мелкая моторика, находящаяся в непосредственном взаимодействии с ними. Эта совокупность оптимизирует межполушарное взаимодействие, исправляет возможные нарушения связи между ними. Улучшение межполушарной координации автоматически сказывается общем самоконтроле и саморегуляции. В творческом процессе происходит отлаживание механизмов торможения и возбуждения, а в итоге обретается уравновешенность в поведении, нейтрализуются агрессивные проявления, снижается гиперактивность.

Депрессия, уход от общения. Как, правило, причины детской депрессивности кроятся в глубоком непонимании смысла жизни, отсутствия таких взаимоотношений с окружающими, которые могут наполнить жизнь ребенка светом, теплом и радостью существования. В творческой деятельности, а она естественно происходит в обществе взрослого и в непосредственном общении с ним, ребенок реанимирует утерянные связи с миром, приближается к пониманию смысла существования как беспрестанного развития и самосовершенствования.

Раскрытие творческого потенциала. В процессе осуществления разнообразной изобразительной деятельности происходит автоматическое выявление одаренных детей. Проявляется это, как правило, в оригинальной форме исполнения рисунков, аппликаций и т.п. Помимо того, критерием одаренности может быть высокий уровень исполнения, отличающийся от остальных. Таким образом, используя арт-терапевтические техники с раннего возраста можно своевременно выявить таланты и помочь детям в их развитии.

Профилактика стрессовых состояний. Одним из основных направлений психолого-педагогического сопровождения ДОУ является своевременное предупреждение возникновения стрессовых состояний и эмоциональных перегрузок. И здесь, как нельзя, кстати, приходится использование арт-терапии. Творческая деятельность помогает детям снять лишнее напряжение, так или иначе возникающие в условиях образовательного учреждения в связи с требованиями режимного распорядка, повышенным вниманием окружающих, обширным пластом познавательно-развивающей деятельности. В творческом процессе происходит гармонизация эмоционально-волевой сферы ребенка, возникают положительные эмоции, повышается уверенность в себе.

В МБДОУ д/с № 92 активно и успешно используются такие арт-терапевтические техники как рисование, аппликация, лепка, чтение сказок, сюжетно-ролевая игра. Введено в практику участие в городских конкурсах. Так, например, в первом полугодии 2020-2021 учебного года, некоторые воспитанники подготовительных групп представили свои работы на суд местного жюри.

В городском конкурсе «Аты - баты, мы - солдаты!», проводимом МАУ «ГДК», приняла участие воспитанница группы №6 Полтарушникова Мария, представившая свой рисунок «Казак на отдыхе».

Кроме того, в городском конкурсе «Мир Чеховских героев», также проводимом МАУ «ГДК», приняли участие воспитанницы группы № 7, Морозова Елизавета и Широкова Анастасия. На конкурс была представлена картина «Дама с собачкой», выполненная в комбинированной технике – рисование и объемная аппликация.

Разнообразие используемых материалов и изобразительных приемов позволило создать картину в 3-D эффекте и сделать ее более зрелищной. В результате участия работа девочек заняла 2-ое место.

Резюмируя вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что арт-терапия является неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОУ как основная психолого-педагогическая технология, способствующая всестороннему сохранению и укреплению здоровья детей.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo